Утром 27 июня в центре Киева в собственной машине был подорван полковник Максим Шаповал, командир элитного подразделения военной разведки Украины. Через несколько часов массовая кибератака вывела из строя компьютерные системы по всему городу. На следующий день от взрыва бомбы в авто погиб полковник Службы безопасности Украины во время поездки по Восточной Украине.
«По Украине распространяется терроризм, спонсируемый Россией, и это более опасный феномен, чем тот, что популяризируют западноевропейские симпатики ИГ (запрещенная в России организация — прим. ред.). Хотя бы потому, что у Кремля гораздо больше возможностей», — отметил в недавнем интервью Игорь Козак, канадский эксперт по вопросам обороны и безопасности. По его словам, мир должен обратить внимание на это, прежде чем ситуация начнет ухудшаться.
Козак хорошо знает украинскую армию. Он только что вернулся с передовой, где провел неделю с подразделениями и волонтерами спецназа Украины под Красногоровкой, Марьинкой, Авдеевкой и другими точками к западу от Донецка, которые подвергались сильным атакам.
«Впечатляет и радует то, что я увидел по сравнению с предыдущими визитами на передовую в 2015-м и даже в 2016-м годах, — говорит Козак о боеготовности украинских частей. — Потрясает, насколько профессиональными они стали».
Козак, отставной канадский военный офицер, отмечает, как сильно изменилась парадигма в украинской армии. В 2014-м военные были не просто плохо экипированы и натренированы, они все еще использовали советские способы планирования и ведения операций с централизованным командованием и исполнением. В СССР люди боялись принимать решения, и эти страхи перенеслись в современность: все решения принимали киевские генералы, а не старшие по званию на поле боя. Сейчас этого нет, и украинская армия принимает стандарты НАТО, предоставляя младшим офицерам и сержантам больший контроль над тактическими решениями. Козак подчеркнул, что централизованная и децентрализованная командные системы исполнения дают возможность быстрее отреагировать на происходящее и уменьшить количество жертв.
На востоке Украины Козак увидел и другие положительные изменения. Жители прифронтовых зон гораздо лучше принимают украинскую армию; растет число фермеров, что дает больше еды солдатам, а местные бизнесмены предоставляют им генераторы для электричества.
Ходили слухи, что украинские войска деморализованы и не любят президента Петра Порошенко. По словам же Козака, у тех военных, с которыми он беседовал, высокий боевой дух и они готовы сражаться до конца.
Но когда наступит этот конец пока неясно. «Путин — хороший тактик», — напоминает Козак. В конце концов, будущее конфликта «зависит от геополитики и того, что предпримет глава Кремля».
По словам канадского эксперта, сейчас ситуация на местах играет на руку Путину. Москва использует войну, чтобы привлечь внимание русского населения за пределами РФ и использовать его в качестве козыря на международных переговорах, а также в качестве полигона для тестирования нового вооружения и бойцов (некоторых из них позднее отправляют в Сирию).
Поэтому смертоносного оборонительного вооружения, которое Запад обещал Украине, недостаточно для борьбы с силами Кремля. Необходимы также серьезные дополнительные санкции.
С 2014 года США предоставили иностранную помощь в размере 1,3 миллиарда долларов плюс еще 3 миллиарда долларов кредитных гарантий.
В 2015 году предоставили около двухсот старых Humvees1980-х и 1990-х годов в плохом состоянии и без запчастей. И хотя некоторые солдаты сетовали на низкое качество помощи, сомневаясь в готовности США поддерживать, Козак отметил, что такие шаги все равно важны. Тем более, украинцы изобретательны — приспособились и переделали Humvees, благодаря запчастям с других автомобилей.
Канада тоже активно помогала Украине. Несмотря на сокращение финансирования в этом году, в марте страна продлила свою нынешнюю учебную миссию на Украине еще на три года. Согласно новой программе, канадские солдаты должны держаться подальше от линии фронта, но могут свободно ездить в любую точку Украины. По данным Kyiv Post, канадские военные подготовили 4 тысячи 450 украинских солдат по состоянию на июнь 2017 года.
Одним из аргументов, убедивших канадцев остаться стало то, что это хороший опыт для их собственных солдат. «Это улица с двусторонним движением, — подчеркнул Козак. У НАТО и канадских войск есть реальная возможность учиться у войск, которые воевали с россиянами»
И, к сожалению, это ценный опыт в наши дни.