На прошлой неделе компания Facebook объявила, что два миллиарда человек — более четверти населения мира — теперь являются активными пользователями социальной сети, которую Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) 13 лет назад создал в своей комнате в общежитии.
Два десятилетия назад сама идея, что миллиарды людей будут связаны одним продуктом, казалась абсурдной, если только «продукт», о котором идет речь, не был, скажем, религиозным текстом. Но теперь у Facebook — больше последователей, чем у любой религии в мире, за исключением христианства, но и его компания может обогнать всего за несколько лет.
По данным каталога мировых языков Ethnologue, пользователей Facebook сейчас больше, чем носителей любого из языков мира (точно подсчитать сложно, но большая часть 1,3-миллиардного населения Китая говорит на северно-китайском языке, что делает этот язык самым распространенным на планете). Лайки, шеры, комменты и заявки на добавление в друзья — все это становится самым близким человечеству универсальным языком.
Еще более впечатляющей, чем сами цифры, является скорость, с которой Facebook заполучил четверть человечества. Сеть заявила о своем первом миллиарде пользователей в 2012 году — всего через восемь лет после создания. Еще один миллиард добавился за менее чем пять лет.
Напомним, что Facebook достиг этой отметки менее чем за пять лет.
Facebook называет активными пользователями людей, которые хоть раз посетили сайт или его приложение для обмена сообщениями через свой настольный компьютер или мобильное приложение в течение последних 30 дней. По очевидным причинам приватности данные пользователей не публикуются для общего доступа, поэтому невозможно самостоятельно проверить количество пользователей компании.
Любой столь быстро растущий сервис неизбежно столкнется с некоторыми неудачами — вспомните слоган «Социальной сети», фильма 2010 года о подъеме Facebook: «Нельзя завести 500 миллионов друзей, не заполучив нескольких врагов». Недавно Facebook подвергся критике, среди прочего — за подавление консервативных взглядов, помощь в организации самоубийств и убийств, уничтожение журналистики, нанесение вреда здоровью людей и разрушение демократии в том виде, в каком мы ее знаем.
В сумасшествии ежедневных споров в Facebook, легко забыть, что никто из нас, даже Facebook, не имеет представления о том, что это такое, когда четверть человечества подключена к единому продукту, управляемому единым набором правил и норм, где люди загружают глубоко личную информацию в единую базу данных, превращая компанию в шлюз между собой и рекламодателями, которые хотят, чтобы мы покупали разные вещи.
Мы просто следуем за ним, на волне лайков и шеров, в будущее, которое приготовил нам Facebook.