Прогноз по выборам в конфликтном районе — это благоглупость, демагогическое заявление с как бы благими намерениями. Что значит выборы? Единственный вопрос: «Выборы под чьим контролем?» Если там сохраняется сегодняшняя ситуация, выборы приведут к тому, что 90% проголосуют за тех самых людей, которые сегодня являются «властью» на Донбассе. Ничего не изменится.
Если ситуацию будут контролировать не эти люди, то как они уйдут, кто вместо них придет? Это и есть предмет Минских соглашений. Поэтому само по себе слово «выборы» ничего не означает. Интерес не в том, как проводить выборы, а в том, кто контролирует ситуацию на месте. Кто контролирует — того и выборы.
Ценность доклада состоит в том, что наконец полуофициально, но очень влиятельная в России организация, назвала кошку кошкой и сообщила, что дважды два — четыре, а именно — что Украина потеряна. Не прошло и четырех лет, как сделали это сверхважное открытие публично. Договор с Западом о судьбе Украины — абсолютный бред. Сколько ни говори с Западом, ни о чем ты про Украину не договоришься. Единственный способ наладить отношения с Украиной — прямые российско-украинские переговоры, на что РФ никогда не пойдет. По крайней мере, при Путине.
Не пойдет, во-первых, потому, что Россия, несмотря ни на что, продолжает утверждать: «Мы не воюем (на Донбассе — прим. ред.), мы только со стороны наблюдаем». Это очевидная и бессмысленная ложь, которая никуда не ведет. Во-вторых, для Путина невероятное западло признать сам факт того, что Украина — равный партнер по переговорам и, более того, враждебный партнер. Признание этого факта означает признание краха всей путинской политики на Украине. Признание факта, что вся путинская политика свелась к тому, что он сам своими руками с огромной энергией и огромной силой оттолкнул Украину как можно дальше — завершил дело Бандеры, Мазепы, Петлюры и прочих украинских героев. Путин вполне в это вписывается как важнейшая фигура. Поэтому на прямые переговоры с Украиной Путин никогда не пойдет, а переговоры с Западом о судьбе Украины — чушь. Такая позиция исходит из двух аксиом.
Первая (ошибочная — прим. ред.) аксиома — Украина не государство, у нее нет политической воли и субъектности: она может быть нашей шестеркой или вашей шестеркой. Если вы, Запад, ее перекупили, то мы с вами, Западом, можем о ней разговаривать. Это фундаментальная ошибка российской дипломатии, политики, российской идеологии. Какая бы Украина не была, но это страна со своей волей и своими желаниями. Ни Запад, ни Юг, ни Россия, никто другой изнасиловать ее не могут. Россия этого признавать не желает, поскольку признание этого факта обрушивает идеологическую конструкцию российской власти.
Вторая аксиома — Запад тоже считает, что Украина не государство, и готов на размен, на сделку. Не готов Запад на сделку, поскольку считает, что Украина — это государство, хотя и не в восторге от Украины. И у Запада нет никакой необходимости о чем бы то ни было договариваться с Россией. Это очередной российский фейк. Запад вполне устраивает нынешняя ситуация — им от нее не тепло и не холодно. Вам, России, плохо — вот вы и идите на уступки, а мы-то зачем? Но это Россия тоже не хочет признать — это признание своего поражения, поражения Путина. Все эти слова Кудрина — болтология ни о чем.