Exxon Mobil и другие энергетические компании присоединились к президенту Дональду Трампу и выразили обеспокоенность по поводу законопроекта об ужесточении санкций против России, заявив, что это может привести к закрытию нефтяных и газовых проектов, в которых участвуют российские партнеры.
Противодействие со стороны энергетических компаний, таких как Exxon и Chevron, а также со стороны других отраслей, может осложнить прохождение в палате представителей нового закона, цель которого отчасти состоит в том, чтобы наказать Россию за вмешательство, которое она, согласно американским официальным представителям, осуществляла в прошлогодние выборы в США. В прошлом месяце закон легко и быстро прошел процедуру утверждения в сенате, когда за него проголосовало двухпартийное большинство в соотношении 98 голосов «за» и два «против».
Позиция Exxon также создает политическую проблему для администрации Трампа, которая пытается избежать вопросов о конфликте интересов, относящихся к госсекретарю Рексу Тиллерсону, прежде работавшему руководителем этого нефтяного гиганта.
Тиллерсон, обещавший дистанцироваться от любых дел, касающихся Exxon, пока не выступил открыто против закона о санкциях, однако в прошлом месяце призвал конгресс не предпринимать никаких действий, связывающих руки администрации.
Трамп должен провести личную встречу с российским президентом Владимиром Путиным на этой неделе на саммите «Большой двадцатки» в немецком Гамбурге. Это будет первая встреча с момента его избрания на президентский пост. Белый дом не исключает, что Трамп наложит президентское вето на законопроект о санкциях, в котором есть положение, осложняющее президенту действия по смягчению существующих санкций против Кремля. Администрация объясняет это тем, что закон ослабит возможности Трампа по ведению дипломатической деятельности.
Специальный прокурор США и конгресс проводят расследование действий России по осуществлению кибератак во время выборов, пытаясь выяснить, имели ли место неподобающие контакты между помощниками Трампа и российским правительством. Президент отрицает любые противоправные действия.
Как главный дипломат страны Тиллерсон заявляет, что Россию необходимо призвать к ответу. Высокопоставленный чиновник из Госдепартамента сказал в понедельник, что «госсекретарь Тиллерсон ушел из Exxon, прежде чем занять свою должность в Госдепартаменте». Он добавил: «В целом санкции против России связаны с широким кругом вопросов, в том числе с вторжением на Украину, и они координируются с нашими союзниками».
Лоббисты Exxon и прочие игроки из нефтяной отрасли выражают свое недовольство законодателям по поводу некоторых положений законопроекта, включая всеобщий запрет на партнерства с российскими физическими и юридическими лицами, находящимися под санкциями, а также пункт о рассмотрении конгрессом определенных санкционных послаблений. Компании также с обеспокоенностью говорят о том, что новый закон может заставить их раскрывать информацию, которую они считают корпоративной коммерческой тайной.
Представитель Exxon Алан Джефферс (Alan Jeffers) заявил, что его компания не занимает никаких позиций по вопросу санкций, но вместе с тем проинформировал законодателей о том, как новый закон может поставить американские компании в невыгодное положение по сравнению с иностранными фирмами. Представитель компании Chevron от комментариев отказался.
Лоббистские действия Exxon и других крупных нефтяных компаний направлены на сохранение деловых связей с Россией в период, когда отношения Вашингтона с Москвой опустились до рекордно низкого уровня.
Законопроект грозит уничтожением всех американских деловых партнерских отношений, в которые вовлечены российские партнеры. Это вызывает тревогу не только у энергетических фирм, но и у банковских и промышленных компаний, говорят осведомленные в этом вопросе люди. Компания General Electric пристально наблюдает за законопроектом, обеспокоенная тем, что он поставит американские корпорации в невыгодное положение по отношению к иностранному бизнесу.
«Это будет иметь далеко идущие последствия для самых разных компаний и отраслей, — сказал генеральный директор Американского института нефти Джек Джерард (Jack Gerard). — Это может нанести ущерб интересам США и быть выгодно России».
Законопроекту грозит неопределенное будущее в палате представителей, поскольку некоторые республиканцы, включая Пита Сешнса (Pete Sessions) из Техаса, выступили с возражениями против него. Некоторые аналитики говорят, что противостояния вполне можно было избежать.
Леон Панетта (Leon Panetta), занимавший пост главы администрации Белого Дома при президенте Клинтоне, а при Обаме работавший членом кабинета, сказал, что конгрессу и администрации Трампа следует договориться о том, какие санкции надо ввести.
«Если вести речь о политике санкций, то оптимальный курс для нашей страны состоит в том, чтобы конгресс и президент придерживались одинаковых позиций, — сказал Панетта. — Если возникнет впечатление, что между президентом и конгрессом существует спор, это подаст ужасный сигнал нашим противникам и нашим союзникам».
Для Exxon ставки особенно высоки. Новый закон может еще больше нарушить ее и без того хрупкое партнерство с российским нефтяным гигантом «Роснефть», которое в основном сохранилось, несмотря на санкции, введенные США в 2014 году в связи с российской аннексией Крыма. Ранее эта нефтяная компания добивалась освобождения от санкций, но администрация Трампа в апреле отвергла ее просьбу.
Exxon продолжает реализацию совместного проекта с «Роснефтью» возле российского острова Сахалин на Дальнем Востоке, который был начат еще до введения санкций. С 2005 года в рамках этого проекта было добыто более 650 миллионов баррелей нефти, и это одна из крупнейших иностранных инвестиций в России.
В своем нынешнем виде законопроект может помешать реализации двух осуществляемых за пределами России проектов Exxon, доля в которых принадлежит «Роснефти», рассказали осведомленные источники. Один из них — это разработка и добыча методом гидравлического разрыва пластов в пермском бассейне штата Нью-Мексико. Второй связан с поисками нефти в канадской провинции Альберта.
Запрет на партнерство с Россией нанесет мощный удар по экспансии «Роснефти» за пределами страны. 20% этой компании принадлежит британскому нефтяному гиганту BP, а в марте «Роснефть» подписала соглашение о глобальном сотрудничестве с итальянской энергетической фирмой Eni. «Роснефти» принадлежит доля в крупном газовом месторождении Eni у берегов Египта.
Некоторые члены палаты представителей США разделяют обеспокоенность Exxon и всей отрасли, полагая, что новый закон может привести к раскрытию конфиденциальной информации. Представляющий район Далласа Сешнс сказал, что хочет внести изменения в те положения, которые могут поставить американские фирмы в невыгодное положение с точки зрения конкуренции.
По словам Сеншнса, он «представляет компании из энергетического сектора, которые не хотят лишиться этих сделок».