«112»: В эфире программа «Гордон», и сегодня мой гость — бывший резидент ГРУ СССР в Женеве, известный писатель Виктор Суворов. Добрый вечер. В 1978 году ты, сотрудник ГРУ в Женеве, сбежал в Великобританию и стал всемирно известным писателем. За работой в разведке скучаешь?
Виктор Суворов: Писательство и разведка — это смежные профессии. Историк — это разведчик прошлого. Я как бы продолжаю свою работу. Не скучаю, нет.
— Когда ты был действующим разведчиком, завербовать ты мог любого?
— Ни в коем случае.Это очень тяжелая работа.Одна вербовка — это уже очень большое достижение. В ГРУ существовало негласное правило: завербовал кого-то — «свой человек». Если не вербовал никого никогда, то человеком не считается.
— Все эти годы материалами для книг тебя снабжает английская разведка?
— А зачем? Дело в том, что все материалы, которыми я набиваю свои книги, — это открытые источники. Зачем английской разведке снабжать меня мемуарами Жукова? Все это открыто, доступно для каждого разумного человека, который умеет читать. Здесь проводился опрос общественного мнения, кто самый великий политик ХХ века. Англичане говорят, что Черчилль. А если открыть мои книжки, то там написано, что он дурак большой. Товарищ Сталин делал все что хотел с британскими и американскими лидерами. Он — большой преступник, а они этого либо не понимали, либо танцевали под его дудку. Так что то, что я пишу, — это против британской официальной версии войны. Это им всем очень не нравится.
— Когда надо отмечать День Победы и что это вообще за праздник?
— У меня есть книжка «Тень победы». Я не считаю, что была какая-то победа. Посмотрите на Германию сейчаси посмотрите на то, как живет простой человек в России, на Украине. Я думаю, что у немцев сейчас больше причин праздновать этот день в качестве победы. Это великая европейская держава, а мы как-то немножко отстали от них. Я считаю, что победы не было, и день победы не праздную.
— В книге «Ледокол» ты обосновал с цифрами и фактами, что это Сталин хотел напасть на Гитлера, а Гитлер просто его опередил, но умнейшие люди, с которыми я беседовал, говорят, что это ерунда.
— Мой жизненный принцип — никогда ни с кем не спорить. Кто читал мои книги, может согласиться со мной, что я никому не навязываю свое мнение. Нормальные, умные люди, прочитав книгу, соглашаются со мной. Я никому не навязываю свое мнение, нигде не делаю выводов. Я просто представляю факты.
— Получается, что Гитлер просто Сталина перехитрил?
— Этим и объясняется, что Сталин на трое суток пропал из Кремля, и его соратники приехали к нему просить возглавить сопротивление против Гитлера, а он думал, что они приехали его арестовывать.
— Сталин считал, что война проиграна (он правильно считал, и я так считаю). Вся жизнь Сталина — это сначала захват власти, укрепление власти, а затем коллективизация, чтобы вырвать хлеб у мужика бесплатно и гнать его за границу, чтобы строить военные заводы. Индустриализация — для производства танков. Больше всех танков, самолетов строил товарищ. Больше, чем любая страна в мире. Самый мощный подводный флот. Когда никакого Гитлера еще не было, Сталин создавал такую чудовищную машину только для того, чтобы руками Гитлера сокрушить Европу, а затем нанести удар в спину Гитлера. Когда все это рухнуло, Сталин находился в ситуации, когда понял, что его мечта разбита: он проиграл свою жизнь, проиграл войну.
— Ты сказал, что Сталин и Гитлер — «близнецы-братья». Почему?
— Они оба строили социализм. Одна партия, остальные — в тюрьме. У Сталина — ГУЛАГ, У Гитлера — Бухенвальд. НКВД — СС. У Сталина и у Гитлера — красные флаги. У обоих усы. Только Сталин был немного хитрее Гитлера.
— На твой взгляд, Сталин велик?
— Да, он великий человек. Он кроме всего был наделен удивительным чувством юмора. Для меня смотреть на Сталина — это как смотреть на тигра в клетке. Для меня он великий преступник, но, конечно, величайший государственный деятель. Я в своих книгах этим человеком любуюсь.
— Жуков действительно был великим маршалом и полководцем?
— Это очень опасный миф. Жуков полководцем не был никогда. У Сталина было разделение труда. Мыслящим был маршал СССР Василевский, который сделал все планы, готовил все это. Жуков — тот, кто носится по фронтам и претворяет те планы, которые кто-то создал. Толкает массы на смерть, чтобы выполнить кем-то составленный план. Сам Жуков — виновник самой страшной военной катастрофы мира. Сталин поставил его начальником Генерального штаба 13.02.1941, он готовит планы войны. После этого разразилась самая страшная катастрофа в мировой военной истории — такое количество танков, 4 миллиона людей попало в германский плен. А Генеральный штаб — мозг армии, и Жуков — начальник. Кто сказал, что он великий полководец, если по его вине произошла такая жесточайшая катастрофа?
— Путин сказал, что Советский Союз победил бы немцев и без Украины. Без США и Великобритании тоже?
— Это бред, который совершенно невозможно комментировать. Помощь Америки — 400 тысяч автомобилей. Советский Союз производит танки, а автомобили, в принципе, не производит. Америка, уже зная о планах Сталина, уже готовилась ему помогать в том числе, 100 тысяч «Студебеккеров» — лучшую военную машину мира — бесплатно им дает. За танком должны быть автомобили, которые везут солярку для него, запчасти, должна идти пехота, должна следовать артиллерия. А главный транспортер артиллерии — это американский «Студебеккер». Без 400 тысяч американских автомобилей победа была бы невозможна категорически. А то, что без украинцев бы победили, — это великая глупость.
— Россия — страна мифов?
— Да. Победа в так называемой ВОВ — это не победа. Страна понесла такие потери, что до сих пор валится в демографическую яму. И где эта «великая победившая» страна, СССР? Советского Союза нет, он рассыпался.
— Возможно ли примирение ветеранов Второй мировой с ветеранами УПА (экстремистская, запрещенная в России организация — прим. ред.)?
— Категорически нет! И этой глупостью заниматься не надо.
— Что бы ты сказал людям, которые сегодня ностальгируют по СССР?
— Мы с тобой помним время, когда нам рассказывали про светлое завтра. Я — гвардейский офицер, получал 185 рублей — огромные деньги. Я провожу со своими солдатами занятия, но у меня нет часов. Деньги есть, а часов нет. Кто не жил там, этого представить не может. Тогда нам говорили «светлое будущее», а теперь — «светлое прошлое».
— Какое будущее ждет Россию?
— Распад. Дальний Восток сейчас полностью китайский. Они и в Забайкалье уже. Но московская власть поддерживает эту оккупацию. Если они один раз пришли туда, то они оттуда никогда не уйдут. Был великий социалистический лагерь, и он рассыпался, СССР рассыпался. Это тенденция. Ведь после распада социалистического лагеря, Советского Союза не было сделано ничего, чтобы распад остановить. Распад продолжается.
— Почему Россия так не любит Запад, притом что российские руководители пользуются всеми благами «проклятой» западной цивилизации?
— В Лондоне самые лучшие районы полностью оккупированы людьми, которые управляют сейчас Россией. Две самые мощные яхты мира принадлежат российским олигархам. Им здесь очень «плохо». У них давно готовы чемоданы, чтобы сюда убежать.
— Приход к власти Трампа — это плюс для Украины или для России?
— Я бы так вопрос не ставил. Украина имеет колоссальный потенциал и может стать великой державой класса Германии, Франции (по территории, по населению, по научному, по сельскохозяйственному потенциалу). Поэтому зачем смотреть за океан, если мы знаем, что Украина может быть самодостаточным процветающим государством. Давай решать сами свои проблемы.
— Запад боится Путина?
— Ни в коем случае. Существует только одна вещь, из-за которой Запад так осторожно относится к России, — ядерная мощь. Но эта ядерная мощь — блеф. Информации хватает о том, какие стратегические ракеты стоят на вооружении России. Ведь они все сделаны на Украине, и их срок давно-давно истек.
— Ты сказал, что Путин — ходячий политический труп. Это так?
— Это так. Совсем недавно его окружение спокойно ездило на Запад, а теперь — персональные санкции против них. И в любой момент каждый из них может потерять свои миллиарды. Золотая табакерка в русской истории играла ключевую роль, и я думаю, что она свою роль сыграет. Сейчас присутствие Путина при власти невыгодно никому — ни работягам, ни дальнобойщикам.
— А военно-промышленному комплексу?
— ВПК весь издыхает и находится в таком же кризисе, как и все остальное. Я недавно видел спутниковый снимок Сталинградского тракторного завода. Он сейчас страшнее, чем он выглядел весной 43-го года. Все растащено, все разрушено. Строят они истребитель, но никак что-то не получается. Построили танк, выпустили 10 штук для парада, и один заглох. Если все рушится, если рушится наука, образование, то ВПК процветать не может.
— А что будет с Путиным?
— Будущее у него самое мрачное. У человека, который пошел во власть, дороги назад нет. Там — мясорубка. Тот, кто придет после Путина, будет вынужден все проблемы валить на него. Для того чтобы выжить, новым правителям надо будет Путина демонстративно покарать. Как ливийского лидера, как Чаушеску.
— Что будет с Сирией и с КНДР?
— Они будут потихоньку деградировать, пока все не закончится. Сейчас в Северной Корее люди на несколько сантиметров ниже, чем в Южной, — от недоедания в нескольких поколениях. И это когда-то должно привести к краху той системы. Они не могут быть мирными.
— Что сегодня происходит на Украине, на взгляд из Великобритании?
— За последние десятилетия мы были свидетелями катаклизмов, которые прокатились по Европе, особенно Центральной. Если была полная смена правящего класса, то эти страны встали на правильный путь. Я вижу совершенно неумолимый прогресс вверх в Польше. Люди просто стали жить хорошо. А в тех странах, где правящий класс не был сменен, там — стагнация. И самый яркий пример — Украина. Народ выходит, стоит насмерть, проливает свою кровь, и после этого что-то меняется, но не так быстро, как бы хотелось. Мне жаль мою Украину с таким потенциалом, с таким народом, который всегда был свободным в душе. Холопу можно дать свободу, денег, но он все равно останется холопом, рабом. Украинец, даже босой, всегда был свободным. Даже при крепостном праве он оставался свободным. И мне очень жаль, что эти изменения не происходят быстро.
— Агентов ГРУ, ФСБ РФ на Украине сегодня много?
— Много.
— И что с ними делать?
— Я не советчик великому украинскому народу в данном вопросе. Он сам должен решать, что с ними делать.
— Крым и Донбасс Украине нужны?
— Они нужны. Но если народ сам не желает быть с Украиной, то нужно немного потерпеть. Германия была разделена. Когда-нибудь будет воссоединение, но если народ Донбасса сам не рвется на Украину, то насильно мил не будешь. И то же самое с Крымом.
— Кто из украинских политиков сегодня тебе нравится?
— Никто.
— Ряд народных депутатов попросили Порошенко присвоить тебе звание Героя Украины. Как ты к этому относишься?
— Это великая честь, и я бы воспринял это как самую высокую награду. Совсем недавно я получил от Свободной Чечни орден — высшую награду Чеченской республики Ичкерия. Это не те чеченцы, которые любят Путина и воюют за него. Мне приятно, что кто-то оценивает мои заслуги.
— Ты видел свою маму после того, как вы убежали?
— Да. Когда Советский Союз посыпался, отец и мать были у меня.
— В России ты дважды приговорен к высшей мере. После убийства Литвиненко на территории Великобритании нет ли угрозы для тебя?
— Угроза существует всегда. Литвиненко жил открыто, с открытой душой, а я принимаю меры защиты. С другой стороны, я бы посчитал смерть от руки убийцы с той стороны каким-то даже, может быть, счастьем, ибо это было бы доказательством того, что я прав, что они боятся моих книг.
— Украина — твоя родина. Домой не тянет?
— Я живу на Украине, только каждое утро я просыпаюсь в Бристоле. Это моя родина, да.
— Спасибо большое.
— Слава Украине!
— Героям слава!