Казалось, что период опалы позади. Проведя несколько месяцев под домашним арестом в конце 2014 года, Владимир Евтушенков, российский олигарх, передал «Башнефть», среднюю по размерам нефтяную компанию, государству. Как он сам вспоминал позднее, в то время он сказал президенту: «Если понравится завтра какая-нибудь другая компания и ее захотят забрать — на здоровье». Президент публично выразил свое одобрение по отношению к «Системе», компании г-на Евтушенкова, акции которой до этого резко подешевели. Позднее г-н Евтушенков появлялся на ежегодных приемах в Кремле, а также был членом делегации Президента РФ в Крым в конце прошлого года.
Сейчас он опять переживает тяжелые времена, так как «Роснефть», государственный нефтяной гигант, подала против «Системы» иск с требованием возместить ущерб на сумму 171 млрд рублей (2,8 млрд долларов США). «Роснефтью» руководит Игорь Сечин, доверенное лицо Путина, который, по мнению многих в Москве, стоял за возбуждением уголовного дела против г-на Евтушенкова в 2014 году («Роснефть» и г-н Сечин отрицают свою причастность к этому делу). В конце прошлого года «Роснефть» приобрела «Башнефть» у государства за 5,3 млрд долларов США. Сейчас компания заявляет, что «Система» якобы незаконно получила активы в процессе реструктуризации «Башнефти».
Данное дело иллюстрирует аппетит «Роснефти» к заключению сделок, а также сильное политическое влияние г-на Сечина. После приобретения «Башнефти», «Роснефть» продала 19,5% своих акций швейцарскому сырьевому трейдеру Glencore и Катарскому инвестиционному фонду (Qatar Investment Authority) за 10,2 млрд евро (11 млрд долларов США), несмотря на американские санкции. Г-н Сечин также недавно заключил сделку по приобретению доли в индийской Essar Oil на сумму 12,9 млрд долларов США. Официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев заявляет, что в деле против г-на Евтушенкова «нет ничего личного», хотя представители деловых кругов в Москве считают этот конфликт противостоянием двух гигантов.
Активы, которые «Система» якобы вывела из «Башнефти», включают энергетическую компанию. «Роснефть» также заявляет, что компании «Башнефть» был нанесен ущерб в результате решения «Системы» выкупить акции миноритарных акционеров во время реструктуризации 2013-14 годов и погашения казначейских акций компании. «Система» называет все обвинения «безосновательными». Компания отмечает, что за то время, пока она управляла «Башнефтью», ее рыночная стоимость возросла в восемь раз, а объемы производства увеличились почти на 50%. По словам Андрея Полищука, нефтегазового аналитика в Райффайзенбанке, «все инвесторы были в основном довольны».
Инвесторы в РФ будут внимательно следить за ходом судебного разбирательства. По словам Олега Кузьмина, экономиста в инвестиционном банке Renaissance Capital в Москве, эта ситуация подчеркивает хрупкость прав собственности в России. Котировки акций «Системы» потеряли более трети своей стоимости на следующий день после подачи иска в начале мая. В конце прошлого месяца суд ввел обеспечительные меры, арестовав принадлежащие «Системе» акции МТС (крупнейший российский телеком-оператор), «Медси» (частная медицинская сеть клиник) и БЭСК (электросетевая компания в Башкирии).
Данный конфликт также посылает сигнал о росте напряженности в российской элите на фоне продолжающихся проблем в экономике. По наблюдению Михаила Крутихина из консалтинговой компании RusEnergy, идет «борьба между лидерами кланов». Система российских государственных институтов уже давно давала сбои, однако всегда существовали некие неписанные правила, известные как «понятия» и понятные как для местных, так и для иностранных игроков, которые до сих пор помогали вести дела. Так, г-н Евтушенков, известный своей лояльностью Кремлю и сторонившийся политики, до ареста считался одним из фаворитов Кремля. Его примирение с г-ном Путиным должно было вернуть ему прежние позиции. Президент «Системы» Михаил Шамолин заявил: «даже претензии понятийного плана нам предъявить нельзя».
«Непонятно, каковы теперь правила игры», — сокрушается Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Независимые члены совета директоров «Системы» обратились к Кремлю с просьбой выступить в качестве арбитра, но г-н Путин до сих пор в основном воздерживался от высказываний по данному вопросу. Некоторые считают, что данный конфликт является новой версией рейдерской корпоративной культуры 90-х годов, только теперь вместо автоматов Калашникова для рейдов используются юристы и судебные процедуры.