Самое грустное описание польского политического режима звучит так: «Поляки гибнут не за деньги или свою землю, поляки готовы гибнуть за один комплимент». Трамп привез с собой Варшаву целый набор комплиментов, который он продемонстрировал в лестной для поляков речи на тему польской истории, написанной профессиональными торговцами комплиментами.
Поскольку на площадь Красиньских, где состоялось его выступление, пришли (или были свезены) в основном сторонники партии «Право и Справедливость» (PiS), у президента Анджея Дуды (Andrzej Duda) появилась возможность услышать свист не только в свой адрес, с которым он в последнее время сталкивается все чаще, но также в адрес политиков партии «Гражданская платформа» (PO) и Леха Валенсы.
Реальные политические достижения
У визита Трампа было два аспекта: политический и идеологический. Настоящая политика (в Польше мы уже начали забывать, как она может выглядеть) служит не разжиганию страстей, а работе над общественным благополучием, безопасностью, возможностью реализовать собственные интересы. В политическом плане положительным результатом визита Трампа можно назвать подписание (очередного) договора о намерениях по поводу покупки комплексов Patriot. Это хорошо, даже если Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz) и его оборонное ведомство как обычно лгали, и мы получим не самую современную модификацию, предназначенную для лучших друзей США, а менее совершенную, предназначенную для прочих союзников, на которых Америка хочет, скорее, заработать, не заботясь об их реальной защите. Так будет в любом случае лучше, чем тратить весь военный бюджет на Войска территориальной обороны и возведение в гарнизонах часовен в память о смоленской катастрофе. Даже относительно старая модель комплексов Patriot гарантирует нам больше безопасности или, скорее, станет чем-то вроде легкого геополитического намека.
Но раз у нас будут Patriot из США, должны появиться и вертолеты из Евросоюза, ведь Америка и ЕС — это дополняющие друг друга партнеры, тем более что Европа начинает формирование собственной оборонной политики и приступает к ее финансированию. Если Качиньский (Jarosław Kaczyński) и Мачеревич исключат Польшу из сотрудничества в рамках ЕС, они отрежут польскую военную промышленность от европейских технологий и денег. Однако партия «Право и Справедливость» не умеет мыслить комплексно, поэтому она выбирает Америку, противопоставляя нашу страну Европе.
В политическом плане хорошо, что Трамп упомянул в Варшаве о Пятой статье Вашингтонского договора (которая обещает, что НАТО не оставит без ответа нападение на одного из своих членов). Однако при этом не стоит забывать, что единственным фактором, удерживающим Трампа от пропутинской политики, служат не убеждения, а расследование американского Конгресса, который изучает связи президента и его команды с главой РФ, а также выясняет, оказывали ли путинские спецслужбы и хакеры поддержку кандидату-республиканцу на выборах. Если расследование окончится, и Трамп удержится, мы увидим новую «разрядку», жертвой которой окажется Украина, а также другие страны нашего региона.
В политическом плане хорошо, что американский танкер доставил в Польшу немного американского газа, ведь каждый альтернативный источник энергии повышает уровень безопасности страны, которая не может сама обеспечить свои потребности в этой сфере, а одновременно упускает шанс обрести чуть больше самостоятельности при помощи денег ЕС, предназначенных для развития возобновляемой энергетики. Между тем люди, родившиеся и воспитанные рабами, будут восторгаться этим единственным американским танкером (это же дар от Большого брата), игнорируя тот факт, что реальную энергетическую безопасность обеспечит Польше лишь совместная энергетическая политика в рамках ЕС, в создании которой она сама участвовала. Благодаря такой политике даже российский газ, который поставляют в ужасную Германию по ужасному «Северному потоку», становится газом европейским, который можно реэкспортировать через Польшу на Украину, когда россияне захотят поставить украинцев на колени, перекрыв поставки. Все это не идет ни в какое сравнение с танкером из США.
Ловушка любви на идеологической почве
Честно говоря, любовь польских правых сил к Трампу кажется мне отвратительной, но это не означает, что я выступаю сторонником идеологической ненависти к Америке. НАТО и ЕС — это два столпа польской безопасности и развития, а ключевым членом альянса выступают США, в том числе США Трампа. Использование Америки в игре против Европы (особенно в Польше) не имеет никакого смысла, кроме идеологического. Хваля в Варшаве польскую «Солидарность» и Польское подпольное государство (подпольные военные, политические и гражданские организации, объединенные в единое подпольное образование, существовавшее на территории Польши во время Второй мировой войны — прим.пер.), Трамп одновременно начал торговую войну, противником в которой станет для него не только Китай, но и Европа.
Польша — член ЕС, а не 51-й штат США, и интересы европейского сообщества должны стоять у нее на первом месте. Если ориентироваться на интересы, а не на идеологический культ, то в торговой войне с Евросоюзом Америка должна быть нашим соперником. ЕС, готовясь к торговой войне с американцами, подписывает соглашение о свободной торговле с Японией, которая тоже считает США самым слабым и самым непредсказуемым звеном современного либерального Запада.
Я бы предпочел, чтобы Америка Трампа и остальной Запад не вступали в противостояние, но если американцы его спровоцируют, нам придется выбирать сторону. Некоторое время назад Ярослав Качиньский и премьер Беата Шидло (Beata Szydło) обещали Терезе Мэй, что они постараются ослабить позицию ЕС в переговорах на тему Брексита, хотя Польша остается членом европейского сообщества, а не покидает его вместе с Великобританией. Иными словами, люди, которые управляют сейчас Польшей, заявляют, что они будут действовать наперекор польским интересам. Я опасаюсь, что в гипотетической торговой войне Америки Трампа с Евросоюзом лагерь Качиньского и Шидло тоже сделает выбор не в пользу наших государственных интересов.
Американцы, особенно когда они входят в фазу «America First», очень редко нуждаются в партнерах, а гораздо чаще ищут наемников. Потом они бросают их, как поляков после Ялтинской конференции или южный Вьетнам после своего бегства из Сайгона. Когда в первые после военного положения недели я, юный щенок, слушал на пробивавшемся сквозь «глушилки» Радио «Свобода» президента Рейгана, который рассыпался в комплиментах отважной Польше и отважной «Солидарности», я знал, что должен стать наемником американцев в их борьбе с СССР и восточным блоком — выходя на улицу, распространяя самиздат, оказывая неповиновение коммунизму (тот же Рейган не позволил передать «Солидарности» планы введения военного положения, которые вывез на Запад Куклиньский: ему были нужны поляки, подрывающие систему изнутри, пусть даже в лагерях для интернированных, а не провоцирующие ядерную войну.) Тогда наши интересы были общими, и принять участие в расшатывании Берлинской стены стоило даже в качестве наемника.
С Дональдом Трампом ситуация выглядит совсем иначе: он ищет наемников для войны с ЕС. Соглашаться на эту роль за один комплимент не имеет смысла. К сожалению, люди с правыми убеждениями, представители которых управляют сейчас Польшей, этой истины не понимают.
Дональд Трамп вовсе не сам добился своего нынешнего положения: состояние он унаследовал от отца. Он может служить лишь образцом испорченности практически в каждой ипостаси: это бизнесмен, не платящий налоги, работодатель, унижающий своих работников, мужчина, относящийся к женщинам, даже самым близким, как к красивым или приносящим пользу предметам, которые можно передвинуть с места на место, испортить и выбросить.
То, что польские правые силы (которые называют себя католическими и просоциальными) молятся на Трампа, — признак их глубокого разложения. Точно так же они восхищались Берлускони и его «бунга-бунга», ведь он выступал против левых и защищал папство. Логика культурной войны склоняет людей терпеть любую низость и свинство, если они совершаются под их знаменами. В былые времена левые прощали Сталину и Мао все их преступления, потому что они совершались под левыми знаменами, а сейчас правые прощают любые изъяны Трампу. Такая политика не имеет смысла, но что с того, если она захватила умы Марека Юрека (политика, европарламентария — прим.пер.), Петра Семки (журналиста — прим.пер.), Войчеха Цейровского (журналиста-путешественника — прим.пер) и многих других.
Забавно вот что: если рядовые члены правящей партии по чисто идеологическим причинам на самом деле обожают Дональда Трампа, то ее глава, Ярослав Качиньский, отнюдь не рвется лизать ботинки американскому президенту. От Трампа он хочет лишь того, чтобы тот позволил ему уничтожать демократию в Польше, ведь ЕС продолжает этому сопротивляться. Такова реальность: политические лидеры (особенно с авторитарными наклонностями) используют идеологические знамена именно для того, чтобы манипулировать людьми и заставлять их принимать собственную партию за абсолютную власть. А простые люди используют их, чтобы обманывать самих себя.