Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правосудие — не для жертв MH17

© AP Photo / Mstyslav ChernovОполченцы проезжают мимо памятника на месте крушения самолета Малайзийских авиалиний
Ополченцы проезжают мимо памятника на месте крушения самолета Малайзийских авиалиний
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В солнечный июльский день в 2014 году ракета российского производства класса «земля-воздух» взорвалась в нескольких метрах от самолета малайзийских авиалиний, который упал в полях на востоке Украины. Все 298 человек на борту погибли. Три года спустя семьи пассажиров и экипажа по-прежнему ждут судебного разбирательства, которому в ООН препятствует Россия.

В солнечный июльский день в 2014 году ракета российского производства класса «земля-воздух» взорвалась в нескольких метрах от самолета малайзийских авиалиний, летевшего на крейсерской высоте. Взрыв отправил сотни осколков в Boeing 777, который разломился на части и упал в полях на востоке Украины. Все 298 человек на борту погибли.


Три года спустя семьи пассажиров и экипажа по-прежнему ждут судебного разбирательства, которому в ООН препятствует Россия. Она всеми силами пытается заблокировать международный трибунал, собранный по образцу того, который выносил решение после бомбардировки террористами самолета Pan Am в 2007 году над Шотландией.


На этой неделе пять стран, расследующих уничтожение рейса MH17, заявили, что уголовный процесс, когда бы он ни состоялся, будет проходить в Нидерландах, откуда были родом почти 200 жертв.


«Это решение — наш следующий шаг на пути к раскрытию правды, преследованию подозреваемых и удовлетворению требований тех, кто потерял родственников», — сказал в своем заявлении премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.


Объединенная следственная группа, в которую также входят Австралия, Бельгия, Малайзия и Украина, продолжает привлекать к ответственности лиц, ответственных за это деяние, и определять отдельных подозреваемых.


Официальные лица не сказали, когда может начаться судебное разбирательство. Известно, что ведется расследование в отношении около 100 человек, которые могут быть причастны к этому делу.


«Мы должны сохранять веру в то, что [суд] состоится, хотя произойдет это не в ближайшие шесть месяцев, даже не через год», — сказал Дэннис Шоутен, председатель Фонда авиакатастрофы MH17. Его шурин, 37-летний Донни Джодикромо и жена Джодикромо, 41-летняя Анелин Мисран, были в самолете.


«Конечно, я бы хотел, чтобы суд прошел на следующей неделе, но этого не будет», — отмечает он.


Хотя выбор места для будущего судебного разбирательства может показаться незначительным шагом, заявление, сделанное в связи с третьей годовщиной катастрофы, свидетельствует о том, что существует необходимость довести дело до конца, а также показывает обществености, что расследование продолжается. Неясно, достигнет ли оно своей цели.


Следствие продвигается со скоростью черепахи, особенно в вопросе того, кто именно направил ракетную систему с поля битвы на востоке Украины. «Дело — в пределах допустимых действий» в гражданском праве, сказала Хайди Ли Фельдман, профессор юридического центра Джорджтаунского университета, специализирующемся на гражданских правоотношениях.


«Проблемы — в отсутствии доступных юридических структур, которые можно привлечь для компенсации семей или преследования виновных в уголовном порядке», — говорит она.


Украина подала в суд на Россию в Международный Суд ООН в Гааге, чтобы добиться прекращения поддержки Россией повстанцев в ее восточном регионе, и установить факт государственной дискриминации в Крыму, который Россия аннексировала в начале 2014 года.

В рамках этого иска страна требует компенсации от России за предполагаемую роль в крушении MH17, которое Украина называет «преступлением против человечества».


В апреле суд отказался назвать Россию спонсором терроризма, но удовлетворил ходатайство Украины о прекращении Россией расовой дискриминации в отношении этнических народов в Крыму. В постановлении не упоминалась авиакатастрофа.


Между тем, адвокат из Огайо по имени Джерри Скиннер подал иск о гражданских правах в Европейский суд по правам человека от имени 31 семьи, которые потеряли близких в результате катастрофы. В жалобе, поданно прошлым летом во Франции, истцы называют Россию и президента Владимира Путина виновными и требуют 10 миллионов долларов компенсации за каждую жертву.


Суд занимается вопросами соблюдения Европейской конвенции о правах человека. Его контролирует Совет Европы, членом которого является Россия. «Учитывая жесткость нашего оппонента и его кажущееся нежелание сотрудничать ради справедливого результата, каждый из нас должен будет изучить все аспекты дела, чтобы прийти к определенному результату», — сказал Скиннер, юрист из Цинциннати, который также участвовал в судебных процессах, связанных с делом Локерби. В этом инциденте были убиты все 259 человек, находившиеся на борту, а также 11 человек на земле. Шотландскому уголовному трибуналу, заседавшему на военной базе США в Нидерландах, понадобилось 11 лет, чтобы собраться для рассмотрения дела.


17 июля 2014 года малайзийский самолет пролетал над зоной конфликта в восточной Украине. К моменту взрыва он провел в воздухе три из 12 часов полета по маршруту Амстердама в Куала-Лумпур. Он пролетал на высоте 10058 метров. Это на 300 метров выше уровня, установленного диспетчерами воздушного движения над регионом из-за боевых действий между силами, поддерживаемыми Украиной и Россией. В предыдущие месяцы пророссийские группировки, сражавшиеся возле Донецка, сбили несколько правительственных военных самолетов на более низких высотах.


У следователей были спутниковые и другие изображения, а также данные из социальных сетей и телефонов, собранные правительственными разведывательными службами. Спустя более чем два года после крушения, в сентябре 2016 года голландские следователи пришли к выводу, что лайнер был сбит российской ракетой системы «Бук», выпущенной с территории повстанцев на востоке Украины.


По их словам, эта система была отправлена из России. Ее перемещали несколько раз. Россия отрицает, что причастна к каким-либо нарушением. Согласно ее собственному расследованию, ракета была выпущена с украинской территории, контролируемой украинским правительством. Она также предположила, что коммерческий рейс могли сбить украинские истребители.


Следственная группа издает онлайн-журнал, чтобы сообщить семьям обновленные данные о ходе следствия. «К сожалению, нам придется продолжать испытывать ваше терпение, — написала команда в мае. — Мы понимаем, что вам тяжело. Мы заверяем вас, что остаемся приверженными успешному завершению этого важного расследования».


«Давление со стороны общественности должно продолжаться, потому что именно это — эта явная безнаказанность — в конечном итоге позволило продвинуться делу Локерби, — сказала Бет Ван Шаак, профессор Стэнфордской юридической школы и бывший сотрудник Госдепартамента. — Люди продолжали бороться, и в конечном итоге, смогли добиться прогресса в этом деле». Правосудие в случае авиакатастрофы, по ее словам, — «это десятилетний, а не двухлетний процесс».


По словам Фельдмана, профессора в Джорджтауне, выявление людей, которые непосредственно причастны к произошедшему — например, боевиков на местах, которые управляли ракетной системой — вероятно, станет ключом к любому успешному судебному иску. Разбирательство в отношении неидентифицированных обвиняемых, как правило, относительно бесполезно в плане взыскания ущерба или привлечения кого-либо к ответственности.


«С практической точки зрения… перспективных исков против неопределенной группы людей не бывает», — сказал Фельдман. Поэтому следователи также призвали всех свидетелей обратиться к ним.


Правительства, настаивающие на судебном преследовании, хотят получить список «четырех или пяти» обвиняемых, сказал Скиннер, адвокат из Огайо, снова предположив, что Россия может рассмотреть возможность переговоров и «пожертвовать» некоторыми предполагаемыми преступниками, если она сможет добиться уступок в вопросе экономических санкций.


Тем не менее, если любой из названных подсудимых окажется русским, маловероятно, что они появятся в голландском суде, учитывая тот факт, что конституция России запрещает выдачу своих граждан для судебного разбирательства за границей.


Однако даже судебное разбирательство в отсутствие конкретных обвиняемых в некоторой степени послужит делу торжества справедливости в отношении жертв и их семей, сказал Шоутен, председатель фонда MH17. Он который живет в Папендрехте недалеко от Роттердама. «Мы хотим представить суду полную картину и сделать все правильно. Мы хотим назвать имена, рассказать, что произошло, кто это сделал, какая цепочка командования отвечала за эту стратегию, как все это произошло, — сказал он. — Конечно, хотелось бы доставить их в Нидерланды и приговорить к тюремному заключению или другому наказанию, назначенному голландским судом. Но быстро это не произойдет». Он отмечает, что у заочного осуждения есть свои плюсы. «Их возможность перемещения окажется очень ограниченной, они не смогут никуда выехать — ведь будет издан международный ордер на их арест».


Учитывая игроков, вовлеченных в процесс, можно прийти к заключению, что решить судьбу расследования MH17 сможет геополитика, а не суд. Скиннер отметил роль, которую смягчение санкций сыграло в том, чтобы убедить Ливию выдать подозреваемых в деле Локерби. США и Европейский Союз ввели в отношении России санкции за ее аннексию Крыма, а Москва очень хотела бы избавиться от этих ограничений. «Мы не знаем, удалось ли голландцам убедить россиян выдать людей для судебного разбирательства», — сказал Скиннер, отметив, что заочное разбирательство имеет политическую ценность — оно позорит обвиняемого и его предполагаемых пособников, а также успокаивает семьи жертв. Оно позволяет следователям «продемонстрировать улики всему миру, а именно этого, скорее всего, хотят семьи жертв».


«Это возможность устроить судебное разбирательство, пусть и не столь желаемое, как разбирательство с участием обвиняемых», — сказал Стивен Рапп, представитель США в Global Criminal Justice при администрации Обамы. Он возглавлял команду обвинения на трибуналах, последовавших за геноцидом в Руанде. «Сочтут ли люди это правосудием? Да, я уверен в этом», — говорит он.


К судебному процессу вскоре присоединятся в качестве истцов еще 15-20 человек из Англии, Германии, Нидерландов и Шотландии, сказал Скиннер в среду в телефонном интервью. Он также подал отдельные судебные иски против авиакомпании Malaysia Airline System в Куала-Лумпуре, Австралии и Новой Зеландии. Представители по работе со СМИ в авиакомпании не сразу ответили на просьбу о комментариях по электронной почте.


Скиннер добавил, что готовит «открытое письмо Владимиру Путину», которое опубликуют в газетах Украины и ряда других стран на следующей неделе. В нем он предложит пути достижения торжества правосудия в этом деле.


Спустя четыре дня после того, как был сбит MH17, Совет Безопасности ООН единодушно поддержал резолюцию, в которой призвал участников «понести ответственность, а все страны — в полной мере оказывать поддержку усилиям по выявлению ответственных». Возможно, предвидя длительный процесс, Совбез также заявил о своем намерении «продолжать заниматься этим вопросом».