В охваченной хаосом, переживающей гражданскую войну и раздробленной Ливии есть человек, к которому следует присмотреться повнимательнее: генерал Халифа Хафтар, который вполне может стать новым ливийским Каддафи.
Он только что объявил о победе в сражении за второй по величине город страны — Бенгази. Его активно поддерживают другие страны, в том числе Россия, и его цель — установить контроль над всей Ливией.
Его зовут Халифа Белкасим Хафтар, и, если карты в кровавом ливийском мятеже лягут правильно, 73-летний седовласый господин с титулом фельдмаршала может стать для ЕС важнейшим союзником в попытке притормозить поток африканских мигрантов, которые сегодня используют Ливию как транзитную страну на пути в Европу.
Победа в Бенгази последовала после того, как силы под командованием генерала Хафтара в последние три года вели войну на истощение с различными группировками исламистских боевиков. Благодаря победе в Бенгази Халифа Хафтар сейчас не только получил контроль над большой частью Восточной Ливии. Его силы контролируют также несколько нефтяных портов и районов в южной части страны, а в конце мая Хафтар получил контроль над стратегически важной авиабазой Юфра в 500 км к юго-западу от столицы страны Триполи.
Сейчас, после победы в Бенгази Хафтар обратит взор на запад — на столицу Триполи. Во всяком случае, военный, прослуживший в армии столько лет, и не пытался скрывать, что его амбиции простираются на все государство. И по данным ливийской прессы, Хафтар потом вполне может выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, когда в следующем году — по плану — состоятся президентские выборы.
Три правительства
Если Хафтар и его силы нацелятся на Триполи, то им сначала не только придется выбросить оттуда мириады исламистских и разных других вооруженных боевиков. Хафтару придется также вступить в конфронтацию с ливийским правительством, пользующимся международным признанием, резиденция которого находится в Триполи, хотя реально это правительство контролирует лишь небольшую часть города.
Имеющее международное признание правительство называется Президентским Советом, возглавляет его старый знакомый, ливийский политик Фаиз аль-Сарадж. Он является премьер-министром в правительстве, которое называет себя Правительством национального согласия. К тому, что это правительство пользуется международным признанием, не следует относиться слишком буквально.
На бумаге Правительство национального единства в Триполи действительно признается как правительство Ливии — ООН, а, значит, и разными странами мира. К чести ЕС следует сказать, что он поддерживает Правительство национального единства и делает ставку на то, что аль-Сарадж и его люди смогут контролировать Ливию настолько, что поток мигрантов и беженцев из страны можно будет поставить под контроль.
На самом деле есть много стран, «окучивающих» два других конкурирующих правительства Ливии — или центра власти, из которых, без сомнения, самым влиятельным является генерал Хафтар и его союзники в Палате представителей, избранном народом парламенте Ливии, которые нашли прибежище в городе Тобрук, откуда требуют признания в качестве законного правительства Ливии.
СИНЯЯ КНИГА: ХАЛИФА БЕЛКАСИМ ХАФТАР
Родился 7 ноября 1943 года в городе Адждабия на востоке Ливии.
Будучи еще молодым офицером, Хафтар участвовал в путче, который в 1969 году привел к власти Муаммара Каддафи и сверг короля Ливии Идриса.
Хафтар стал одним из начальников штабов Каддафи и руководил ливийскими силами во время конфликта с Чадом в 1980-е годы.
Там Каддафи оказался в плену и впал в немилость у Каддафи. Отпустили его в 1990-м году благодаря посредничеству американцев, он получил убежище в США.
Во время восстания против Моаммара Каддафи в 2011 году в ходе «арабской весны» Хафтар вернулся в Ливию и поспособствовал падению режима.
Поддержка со стороны Египта и России
Хафтар и его сторонники получают военную и политическую поддержку от соседа Ливии Египта и от государства, лежащего в Персидском заливе, Объединенных Арабских Эмиратов. Без их поддержки Хафтар едва ли смог бы получить контроль над Бенгази.
Следует добавить также, что в схватке за будущее Ливии Хафтар пользуется и российской поддержкой. Это вызвало озабоченность в США и ЕС, но несколько источников указывают на то, что, во всяком случае, США, Франция и Великобритания и сами с помощью своего спецназа оказывали разные формы поддержки борьбе Хафтара с исламистскими боевиками.
В то время как США при президенте Обаме держали Хафтара на расстоянии, при Дональде Трампе появились признаки того, что курс начинает меняться: возможно, Хафтар — именно тот человек, который наведет порядок в охваченной хаосом Ливии? Да и Франция — при новом президенте Эммануэле Макроне — стала хорошо отзываться о Хафтаре.
Что касается американцев, то Хафтар для них — не чистый лист. Во всяком случае, не для ЦРУ, американской разведывательной службе, которая в 1990 году помогла будущему видному ливийском военачальнику получить убежище в США, когда он поссорился с тогдашним лидером страны, Муаммаром Каддафи.
Хафтар обосновался в Вирджинии, где располагается и ЦРУ. И в течение 20 лет, прежде чем он во время революции, сбросившей Каддафи с его поста в 2011 году, вернулся в Ливию, он вынашивал планы мятежа.
Новый Каддафи?
Теперь Халифа Хафтар сам хочет стать новым Каддафи, утверждают его критики, которые, в частности, указывают на то, что Хафтар предал революцию 2011 года, назначив людей, бывших частью режима Каддафи, на руководящие посты в своей армии.
Фредерик Уери (Frederic Wehrey), старший научный сотрудник, специалист по Ливии, из американского аналитического центра Carnegie Endowment for International Peace, указывает на то, что Хафтар «милитаризирует правительственное руководство».
«На востоке он заменил избранных местных руководителей на офицеров в форме. Разведывательный аппарат времен Каддафи вновь в зарплатной ведомости. Критических голосов не слышно — после чисток, арестов и даже исчезновений, и многие шепчут, что это — возвращение к старым недобрым временам», пишет старший научный сотрудник, недавно побывавший в Ливии, в журнале The Atlantic.