Анализируя экономические перспективы Латвии на будущее, прежде всего, стоит отметить, что экономика понемногу согревается. Если в мире не случится что-то чрезвычайное, что-то такое, чего нельзя было заранее предусмотреть, то дальнейшие годы для экономики будут успешными.
В данный момент определяющее влияние на изменения ВВП оказывают две отрасли — промышленность и торговля. Это крупнейшие отрасли, и темп их роста превышает средний рост экономики. В обоих случаях большую роль играет экспорт, который составляет три четверти промышленной продукции. В торговле наиболее стремительно растет оптовая торговля. И происходит это благодаря экспорту услуг.
Развитие промышленности во-многом — заслуга металлообработки и машиностроения. Главный фактор риска — транспортная отрасль. Несомненно, внутренний спрос на транспортные услуги в Латвии будет расти в ногу с общим развитием, но будущее экспорта данных услуг весьма неопределенно.
Рост наблюдается и в других сферах. Совершенно точно — в строительстве. Вполне возможно, рост в отрасли достигнет двузначной отметки не только в этом году, но и в течение еще хотя бы пары лет. Будут доступны средства еврофондов. Через два-три года основательно «прогреется» рынок жилья, затем начнется строительство Rail Baltica, в котором около половины всех расходов будут на территории Латвии.
Этот год явно отличается от предыдущих направлением изменений в инвестициях. В прошлом году произошел глубокий спад, в этом году наблюдается резкий подъем. С конца 1990-х объем инвестиций к ВВП в Латвии, не считая 2010 и 2016 года, был выше, чем в среднем по ЕС. В этом году мы, скорее всего, вернемся к норме.
Что будет способствовать инвестициям? Еврофонды — лишь один из факторов. Прошлым летом государственные расходы на инвестиции за несколько месяцев в годовом исчислении упали аж на 50%. Теперь сложилась, скорее, обратная ситуация. Результаты опросов промышленных предприятий указывают на высокий уровень загруженности мощностей.
Также опросы свидетельствуют о растущем объеме местных и экспортных заказов, конкурентоспособности. В дальнейшем увеличится и число рабочих мест. Даже в прошлом году, когда говорилось об «остывании» экономики, общее число занятых рабочих мест в конце года было почти на 1% больше, чем годом ранее. Если смотреть только на частный сектор, который более естественно отображает рыночные тенденции (общественному сектору, конечно, присуща большая инертность), в Риге и округе в прошлом году число занятых рабочих мест выросло приблизительно на 2%. О стагнации это, конечно, не свидетельствует.
Поскольку в этом году рост ускоряется, вероятно, улучшится и рентабельность предприятий. Но затем в борьбе за ограниченное число работников в Латвии рентабельность снова пострадает. Это мы наблюдали и в предыдущие годы в Эстонии, когда происходило довольно хорошее развитие, но из-за резкого роста зарплат у части предприятий уменьшилась прибыль. Число работающих в латвийской экономике не сможет резко увеличиться. Очень велико влияние негативных событий в прошлом — эмиграции и низкой рождаемости. Так что, предприятиям будет нелегко.
Отличаются факторы развития в «Большой Риге» и остальной Латвии. В Риге это, в основном, экспорт услуг. Промышленность в Риге составляет примерно одну десятую, даже чуть меньше. В Курземе, Земгале и Видземе удельный вес промышленности в структуре экономики вдвое больше. Транзитный поток то увеличивался, то уменьшался, но по остальным позициям экспортных услуг наблюдалось очень сильное, длительное развитие. С 2000 года этот показатель вырос примерно в 15 раз, достигнув около 3 миллиарда евро. В экспорте услуг, которые не относятся к транзиту, доминирует Рига (80-90% общего объема или даже больше).
Вне Риги ведущей отраслью остается промышленность. Если не считать сельское хозяйство и лесную промышленность, у этих регионов нет крупных экспортных продуктов, за счет которых можно было бы увеличить доходы, став более конкурентоспособными. Сельское хозяйство и лесная промышленность, конечно, будут развиваться, но там темп роста сравнительно ограничен. При этом в промышленности возможности очень большие — здесь возможна стремительная динамика. Быстрее всего будут развиваться металлообработка, машиностроение и электроника.
Отрасли, связанные с местным потреблением, пока растут довольно постепенно. Огромного оптимизма тут нет. Можно надеяться, что при снижении безработицы и ускорении роста зарплат настроение станет более солнечным. Мышление людей, поведение и отношение к деньгам резко изменились. Раньше хотелось тратить, теперь же примерно половину от каждого заработанного евро домашние хозяйства откладывают. Раньше для латышского народа это не было характерно. Теперь ситуация изменилась. Воспоминания о кризисе, разговоры о будущем пенсионной системы, опасения по поводу доступности медицины и другие факторы способствуют увеличению вкладов.
Обозначенная выше совокупность событий и обстоятельств в 1-м квартале этого года помогла вернуться к «нормальному» для Латвии темпу роста экономики, т.е. 4%. Так это было на момент, когда на рост ВВП не влияли какие-то особые положительные или отрицательные факторы — влияние слабости российского рынка почти сошло на нет, цикл еврофондов в макроданных почти не виден. Так что, в ближайшие годы циклические факторы будут благоприятными, и возможен более стремительный рост.