Три человека в черных очках, которые усаживаются за столик в одном из уличных кафе Киева, не похожи на тех, кто хочет кому-то испортить спокойную жизнь. Они заказывают виски со льдом, шутят, что пить его безопаснее, чем украинский коньяк, и ничем не выделяются на фоне других посетителей, которые пришли пообедать под сенью цветущих каштанов.
Однако внешность обманчива. «Нас много, и мы называемся Cyber Alliance. Мы, хакеры, способны на многое», — представляет группу ее спикер. Он действует под псевдонимом Шон (Sean), и что значат его слова, в этом году на собственной шкуре узнал российский миллиардер Константин Малофеев и его белорусский соратник Александр Усовский.
В конце февраля Шон со своими коллегами взломал страницы Усовского в социальных сетях и его электронную почту, скопировав содержимое. Вскоре эти данные появились в интернете. Так все заинтересованные смогли заглянуть в мир, который засекречен еще больше, чем работа хакеров. В нем все делается для того, чтобы оказывать политическое влияние в ряде европейских стран, а главная цель — это выборы. Уже совсем скоро последствия подобных действий может ощутить на себе и Чехия.
Белорусский союз
Александр Усовский кажется очень занятым человеком. «Сейчас я собираюсь в Чехию. Но у меня будет мало времени. Я пишу новую историческую книгу, и часть материалов находится у вас в архивах», — написал он со своей новой страницы в «Фейсбуке». Его первоначальная страница по-прежнему в руках украинских хакеров, и Усовский не имеет к ней доступа.
«Сначала не он был нашей целью, — говорит Шон. — Мы хотели подобраться к людям, которые работают в разных прокремлевских аналитических центрах. Они распространяют ложь об Украине и являются частью российской войны против нас. Мы хотели узнать о них больше. По стечению обстоятельств он был в одном из центров, так мы на него и вышли». До того момента Усовский был известен общественности как белорусский писатель, который не скрывал, что поддерживает президента России Владимира Путина.
Помимо литературной деятельности, Усовский зарабатывал, продавая вино и время от времени проводя экскурсии для тех немногих туристов, кто приезжает в Белоруссию. Но на самом деле у него было еще одно, скрытое, лицо. Оно стало известно именно благодаря киевским хакерам. Усовский, как мы уже знаем сегодня, выполнял сразу несколько задач одновременно и вел секретную деятельность как минимум в четырех центральноевропейских странах. В Чехии он поддерживал связи со сталинистами, а в Польше — с ультранационалистами, с помощью которых пытался влиять на политические события в интересах Москвы.
Всем известно, что подобного рода деятельность — прерогатива российских спецслужб, однако история Александра Усовского подтверждает, что важную роль в игре, где на кону сердца и умы европейцев, играют и разные посредники, такие, например, как этот белорусский писатель. Их деятельность трудно связать непосредственно с российским государством, однако такие люди помогают экспортировать российские государственные интересы, в том числе, посредством цепочки других добровольцев в означенных странах.
Человек из многоэтажки
Конкретно Усовский платил им деньгами миллиардера Константина Малофеева, человека, который близок к российскому президенту Владимиру Путину. В 2014 году Усовский получил от Малофеева сто тысяч евро. В Чехии, к примеру, часть этих средств Усовский решил передать коммунистическому политику Ладиславу Кашуке, который привлек к себе внимание публичными акциями в поддержку российской войны на Украине. Усовский заметил Кашуку в социальных сетях, где тот публиковал фотографии со своих мероприятий. «Вам нужны деньги на флаги и баннеры?» — обратился Усовский к Кашуке в одном из электронных писем. Кашука как раз готовил очередную демонстрацию на Пражском граде против «фашистов в Киеве» и согласился взять деньги.
Вскоре на его счет поступило семь тысяч крон. Усовский объяснил происхождение денег, назвав их частью собственного гонорара за книгу о Сталине. Последовал новый перевод (на этот раз чуть более десяти тысяч) для приобретения камеры, чтобы Кашука мог обратиться к широкой публике. Усовский регулярно отправлял отчеты о своей работе в Россию коллегам Малофеева. Из этих отчетов следует, что поддержка демонстраций против Киева была не самым главным пунктом в их планах.
Сначала Усовский расхваливал привлеченного им Кашуку, человека, который проживает в одной из покрытых граффити многоэтажек в Мелнике и работает охранником в супермаркете на окраине Праги. Усовский характеризовал его как талантливого организатора, интеллигентного и смелого человека. Однако Кашука никогда не играл особенной роли в политике, так что надежды, которые Усовский с ним связывал, были весьма преувеличенными. Но по какой-то причине Усовский считал, что Кашука — хороший кандидат на пост главы коммунистической партии KSČM, потому что он более радикален, чем ее нынешнее руководство. В конце 2014 года сотрудники Малофеева поручили Усовскому «подготовить ясный, конкретный и реалистичный план по переходу власти к пророссийским силам».
Усовский предложил создать новую политическую партию, которая объединила бы разобщенные группы других пророссийских активистов вроде Кашуки. Эта партия, в частности, добивалась бы выхода Чехии из Европейского Союза. Усовский писал о Чехии как о многообещающей стране и предполагал, что среди чешского населения найдется как минимум 15% тех, кто выступает за сближение с Россией. Подобные смелые цели он ставил и в соседней Польше. Усовский хотел продвинуть в польский парламент своих людей. Он упоминал десять пророссийских политиков, избрание которых мог бы организовать. Однако затем планы начали рушиться.
Вопрос откладывается
На митинги Кашуки приходило не так много людей, и вместо того, чтобы встать во главе коммунистов, он рассорился с ними и покинул партию. А в мае прошлого года националистского политика Матеуша Пискорского, фаворита Усовского в Польше, арестовали по подозрению в шпионаже в пользу России.
Оказывая им поддержку, Усовский также создал для своей политической деятельности фальшивый фонд и открыл офис в Братиславе. Однако эти «институты» не вели практически никакой деятельности. Белорус просил у миллиардера Малафеева новые средства, объясняя это тем, что без них невозможно дальнейшее продвижение. Но Усовскому отказали. «Я не понимаю, что произошло. Сначала меня похлопывали по плечу, а теперь, мол, подождите в коридоре, ваш вопрос откладывается. А ведь у меня в Польше, Чехии и Словакии есть пророссийские движения, которые работают как часы, и хоть завтра могут встать на баррикады. Вот только бюджета у меня нет», — жаловался Усовский в письме одному коллеге.
Причин для упомянутой «отсрочки» может быть несколько. Миллиардер Малафеев со временем понял, что Усовский обещает больше, чем способен сделать. Белорус мог и «откладывать» часть денег для себя. Когда желаемых результатов достигнуто не было, денежный поток перекрыли. Свою роль могла сыграть и борьба сил в Кремле, где на первый план вышли люди, не поддерживающие олигарха и его сотрудников, включая Усовского. Также предполагается, что Малофеев постепенно переориентировал свою работу с Центральной Европы на Балканы. В 2016 году он якобы был причастен к неудачной попытке прокремлевского переворота в Черногории.
Делал ли Усовский в прошлом ставку на Кашуку в Чехии и на некоторых людей в Польше, до конца не ясно. Кашука не хочет об этом говорить, а Усовский расплывчато заявляет, что «поддерживал связь со многими чехами», и что бывал в Чехии «много раз». Но с кем конкретно он имел дело, Усовский не уточняет. «Я не шпион», — утверждает он. Сам себя он характеризует как патриота, который добровольно решил бороться с «примитивной русофобией» в Центральной Европе.
Слишком слабые
Общеизвестно, что Чехия для Путина важна из-за стратегического положения в Центральной Европе и из-за членства в НАТО и ЕС. Российские спецслужбы пустили в Чехии корни и постоянно пытаются вмешиваться в политику, привлекая своих сотрудников. «По мере того как приближаются выборы, в Чехии можно ожидать активизации той деятельности, которую Москва вела в других странах. Речь, прежде всего, о распространении дезинформации и влиянии на политику и СМИ», — комментирует ситуацию сотрудник Агентства Национальной Безопасности (NSA) и эксперт в области безопасности Джон Шиндлер. Деятельность таких людей, как Усовский — это лишь один из способов достижения целей.
Наиболее показательным примером того, как может выглядеть вмешательство в выборы, можно считать президентскую баталию в США в прошлом году. Это была многоуровневая секретная операция. Ее цель заключалась не только в устранении кандидата Хиллари Клинтон, которая критически относится к Кремлю. Кампания, координируемая Путиным, должна была помочь победить Дональду Трампу, настроенному к русским положительнее, и имел ясную общую цель — ослабить Запад в интересах России.
Из сведений, которые уже удалось получить американским спецслужбам и журналистам, следует, что в операции участвовала контрразведка ФСБ и военная разведка ГРУ. Со шпионами сотрудничали несколько групп хакеров, и именно они украли с разных компьютеров документы, с помощью которых впоследствии дискредитировали отдельных политиков. Для конспирации в качестве посредников наняли других хакеров, которые помогли опубликовать эти документы.
Часть из них была обнародована на известном сервере WikiLeaks, и, кроме того, потом их опубликовали американские СМИ мэйнстрима. Полного понимания того, что за ниточки дергает Кремль, не было, и никто особенно не вдавался в подробности операции. Кандидат в президенты Клинтон и ее Демократическая партия правильно оценили важность не только максимально быстрой реакции на атаку, но и кибернетической защиты вообще. Большая часть пожертвований и денег направлялась непосредственно на действия, связанные с этой защитой, а не на партию в целом. Ограниченных средств так и не хватило на качественное обеспечение безопасности компьютерной сети. «Денег всегда не хватало для того, чтобы мы сделали все, что было нужно», — заявил The New York Times Эндрю Браун, отвечавший в партии демократов за технологические вопросы.
В распоряжении партии были стандартные инструменты, такие как блокировка спама, и определенная степень защиты от так называемого фишинга (вид мошенничества с целью получения чувствительных данных). Однако когда атаку совершили искуснейшие хакеры, у Демократической партии не оказалось новейших программ слежения за подозрительным трафиком.
Группа по выборам
Именно прошлогодняя драма в США обеспокоила сотрудников чешских служб безопасности. В Министерстве внутренних дел была создана специальная «группа по выборам», главная цель которой — предотвратить повторение американского сценария в Чехии. Группа работает в секретном режиме. В нее входит около десяти сотрудников, которые время от времени встречаются в МВД в одном из помещений, где прослушка не возможна. Группа разделена на несколько мини-команд, которые работают над конкретными задачами.
Свой представитель в этой группе есть также у контрразведки BIS и разведки ÚZSI. Единственная, кто там не представлен, это Военная разведка. У ее руководства давно сложились напряженные отношения с руководством Министерства внутренних дел и контролируемой им разведкой, поэтому сотрудничать они не хотят. Своего решения они не меняют даже тогда, когда речь идет о важнейших интересах — о защите государства от воздействий иностранной державы.
Если сравнивать с США, исходная позиция Чехии несколько лучше. Голосование у нас не ведется в электронном виде, а в Америке это стало большой проблемой. Как недавно установило ФБР, в 39 штатах систему атаковал вирус. К примеру, в Иллинойсе следователи нашли доказательства того, что хакеры пытались уничтожить или изменить данные о голосовании.
Все это Чехии не угрожает. Но проблемы в ходе голосования все-таки могут возникнуть: члены избирательных комиссий вносят данные из заполненных от руки бюллетеней в компьютеры. Каждый край отправляет данные в Чешский статистический институт для окончательной обработки. И именно в этом процессе «группа по выборам» выявила несколько слабых мест, над устранением которых сейчас ведется работа. О чем конкретно идет речь, члены группы не рассказывают. Однако ясно, что дело не в теоретических опасениях.
В феврале Министерство иностранных дел подтвердило, что подверглось хакерской атаке, увенчавшейся успехом. Хакеры взломали электронную почту чиновников и дипломатов за несколько месяцев до того, как администраторы это обнаружили. И хотя доказать ничего так и не удалось, в кругах сотрудников спецслужб говорят, что за атакой, вероятно, стоит Россия. Впоследствии Национальный институт безопасности проверил все остальные министерства, однако ничего подозрительного найдено не было.
Открытое поле битвы
Что касается выборов, то сейчас государство думает, как избежать, прежде всего, двух угроз. Помимо возможной атаки на компьютеры избиркомов, чиновники и эксперты опасаются ударов по отдельным кандидатам. «Особенной проблемой будут президентские выборы. На парламентских выборах русским просто некого поддерживать. Андрей Бабиш пока не занимает пророссийской позиции, а партия KSČM особенно не поможет», — говорит Якуб Янда из аналитического центра «Европейские ценности», который давно занимается этой проблемой.
Что касается выборов главы государства, то ситуация яснее: Кремль делает ставку на нынешнего президента Милоша Земана, поэтому в первую очередь ожидаются удары по его конкурентам. Дезинформационная кампания, цель которой — повлиять на голосование, была проведена, к примеру, в прошлом году в Нидерландах. Там готовились к референдуму, который должен был подтвердить целесообразность ассоциации Украины и ЕС. Кампания увенчалась успехом, поскольку при низкой явке нидерландские избиратели отказались от сближения Украины и ЕС. А ведь Россия видит в этой ассоциации угрозу своим интересам. Прямые атаки на «нежелательных» кандидатов можно было наблюдать недавно во Франции. Там на президентских выборах Россия сделала ставку на Марин Ле Пен, а ее соперник Эммануэль Макрон подвергся нападкам.
Похищенная электронная переписка и документы из его кампании были перемешаны с фальшивыми материалами, включая фотографии, многие из которых увидели избиратели. Другие предполагалось опубликовать в последний момент перед официальным завершением кампании. Эти материалы выставляли Макрона в невыгодном свете.
«Мы установили, что компромат одновременно появился на трехстах разных страницах в „Твиттере" и „Фейсбуке", а оттуда как лавина распространился дальше», — описывает масштабы операции специалист по кибератакам Александр Алафилипп, представитель бельгийской компании Saper Vedere, который помогал Макрону справиться с последствиями. Главное было не упустить момент. Если бы в течение двух часов Макрон не отреагировал и разъяснил бы все, то по французским законам он уже не смог бы выступить после завершения кампании.
«Мы вели мониторинг, и когда это снова произошло, мы предупредили его команду. Главное — скорость. Важно, чтобы политики не недооценивали свою защиту и до последней минуты были начеку», — объясняет Алафилипп. Чешские коллеги планируют провести среди политических партий и конкретных кандидатов ликбез, потому что отнюдь не все осознают риски и инвестируют в собственную защиту. Но пока не принято решение о том, кто именно будет этим заниматься. МВД рассматривает два варианта: это сделают либо эксперты Национального института безопасности, либо частные компании «Гугл» и «Фейсбук», которые недавно предложили свои услуги чешскому государству.
Часть кандидатов работает над этими вопросами независимо. Они используют зашифрованные телефоны, защищенную электронную почту, а самые главные вещи передают только устно. «Мы подготовились», — утверждает кандидат в президенты Михал Горачек. То же говорит и его конкурент, бывший глава Академии наук ЧР Йиржи Драгош. «Мы, разумеется, осознаем угрозы, и не только со стороны России. Киберпространство — это открытое поле боя. Мы заботимся и о защите коммуникации, и о хранении данных», — добавляет Драгош.
Мы готовы
Однако противник, конечно, не дремлет, хотя сейчас в Чехии нет особенных тем, на которые можно было бы сделать ставку (тема беженцев и страха перед ними в прошлом уже не сработала). Сейчас в Чехии работает 20 анонимных дезинформационных сайтов, есть и определенные страницы в «Фейсбуке», посвященные выборам. Правда, в данный момент они не обновляются, но сотрудники спецслужб ожидают, что через некоторое время эти страницы могут активизироваться. Одно из сообществ называется «ВЫБОРЫ Президента ЧР», другое — «ВЫБОРЫ 2017». В их заглавии значится: «Самые важные выборы в истории ЧР».
Кто стоит за этими сообществами, неясно. Однако по виду они напоминают сайт We Are Here At Home, который давно выступает против мигрантов. Этот сайт тоже законспирирован: некоторое время назад Чешское телевидение выяснило, что сайт зарегистрирован на Петра Манчика, который якобы работает в Объединенных Арабских Эмиратах в области интернет-маркетинга. Найти этого человека не так просто.
В будущем страницы, посвященные выборам, могут использоваться для публикации компрометирующих материалов. «Если бы на какое-то время удалось отключить, например, компьютеры Чешского статистического института, пророссийские серверы тут же начали бы писать, что выборы фальсифицированы. Тогда воцарился бы хаос, а в итоге снизилось бы доверие к избранным политикам. Возможно, именно этого и добиваются русские — натравить людей друг на друга и тем самым ослабить общество», — такой прогноз на будущее дает один из заинтересованных представителей спецслужб, пожелавший остаться неизвестным.
Добиться этого можно и в случае, если Верховный административный суд засыплют жалобы на ход выборов. В результате предвыборная борьба продолжится, но хаоса избежать не удастся. Однако чехи утверждают, что готовы ко всему. «Если понадобится, мы создадим вместо одного выборного сената два, чтобы справиться», — говорит председатель Верховного административного суда Йозеф Бакса.
Александр Усовский упустил свой шанс переориентировать Центральную Европу на Восток, когда меценат Константин Малофеев перестал его поддерживать. Однако, как следует из похищенной хакерами переписки, это еще не означает, что Центральная Европа утратила привлекательность для российских спецслужб. Скорее, наоборот. «Человека по Вышеграду» Малофеева вытеснил Владислав Сурков, близкий советник Владимира Путина. Пока мы знаем очень мало о том, какие действия Сурков и его люди предпринимают сейчас в Чехии, Польше и Венгрии. Пролить свет на это мог бы Шон и его коллеги. Как он утверждает, они работают над раскрытием очередных имен.