Когда на прошлой неделе упал биржевой курс акций компании Tesla, Илон Маск был занят спасением мира. «Население планеты движется в направлении коллапса, но замечают это лишь немногие», — написал он в Twitter. Курсы акций для бизнесмена имеют второстепенное значение, когда человечеству грозит опасность.
Когда электромобиль Tesla Model S на днях продемонстрировал неудачные показатели на краш-тесте, глава компании спасал Австралию. На юге страны через 100 дней должна появиться крупнейшая в мире система по хранению возобновляемой энергии. Маск сказал, что он «чертовски впечатлен» австралийским правительством. И написал в Twitter: «Австралия рулит!»
Такой он практически всегда — непостоянный человек, мультимиллиардер и вундеркинд из Кремниевой долины. Где-то полыхает, а он уже занят следующим проектом. От сервиса онлайн-оплаты PayPal, производителя электромобилей Tesla до компании космической отрасли SpaceX и проекта вакуумного поезда Hyperloop: Маск делает все, когда речь идет об огромных масштабах. Менеджеры традиционной автомобильной промышленности смотрят на все это растерянно, они боятся — и на это есть причины. Они не понимают этого Илона Маска, они его с самого начала не понимали. Маск — гениальный представитель совершенного нового типа предпринимателей? Тот, кто убирает старых и становится на их место? Или все же шарлатан? Или сумасшедший?
Они по праву опасаются, что 46-летний бизнесмен в один прекрасный день сметет их с рынка своими электромобилями — и неважно, насколько высоко или низко котируются акции Tesla. Уже сегодня Tesla задает тон в сфере электромобилей. Когда Маск берется за дело, хватает всего пары твитов из Кремниевой долины о новом электромобиле Model 3, и в офисах немецких автоконцернов стратеги начинают «мозговой штурм» и перерабатывают свои стратегии по электромобилям. Они знают, что если Model 3 ценой почти в 30 тысяч евро будет хорошо продаваться, тогда Маск окажется в самом центре массового сегмента рынка. Так сказать, Volkswagen из Калифорнии.
Но пока до этого не дошло, и люди, которые десятилетиями размышляют о бензиновых и дизельных моторах, смотрят на соперника сквозь свои старые очки автомобильных менеджеров и инженеров. В том, что они там видят, они не видят никакого смысла. Как может быть так, что автомобильный концерн, который продает 80 тысяч автомобилей в год (BMW продает в 30 раз больше) и практически не имеет прибыли, на бирже в настоящее время является самым ценным американским автоконцерном?
Вопрос логичен, однако он демонстрирует нестыковки. Профессиональные инженеры из Мюнхена, Вольфсбурга и Штутгарта меряют человека, который начинал как предприниматель сферы IT, собственными мерками. Мерками из мира, в котором моторы, лошадиные силы, оборот, сбыт и прибыль за каждый проданный автомобиль имеют решающее значение и в котором те, кто строили и разрабатывали эти автомобили, были людьми с «бензином в крови».
Возможно, когда-то он больше заинтересуется Марсом, чем электромобилями
Однако Маск, путешественник по галактикам, колонист Марса, визионер Hyperloop и спаситель мира, тайна западного побережья — родом из совсем другого мира. Проект электромобилей для предпринимателя лишь один из многих. Возможно, он действительно превратится в крупнейшего автопроизводителя мира и заменит весь остальной мир автомобилей. Но возможно, все так, как он говорит: он рассматривает Tesla как личный вклад в борьбе с изменениями климата. Возможно, в какой-то момент для него будут интереснее миссии на марс и межгалактические колонии, чем двери-крылья Model X. Кто знает?
Когда Маск нарушает не только правила автоиндустрии, но и переворачивает с ног на голову правила всей промышленности, он становится непредсказуемым для конкурентов. Возможно, автомобильные концерны через несколько лет попадут под колеса. Но возможно, Tesla в один день распадется, и историческая роль калифорнийцев будет заключаться прежде всего в том, что Audi, BMW и другие концерны очнутся от этого «дизельного сна» и превратятся в современные автоконцерны. Но пока автопроизводители не знают точно, как будет развиваться ситуация дальше, им нужно быть на чеку.