В отличие от прежних лет, сегодня Белоруссия не слишком спешит на защиту одиозных режимов. Также у официального Минска явно нет желания участвовать в зарубежных военных авантюрах Москвы.
Белорусские власти проявляют сдержанность в сирийском вопросе, не желая осложнять свое международное положение.
Россия предлагает направить в Сирию военных наблюдателей
5 июля Александр Лаврентьев, глава российской делегации на переговорах по Сирии в Астане, сообщил, что Россия обратилась к странам СНГ с предложением рассмотреть вопрос о направлении контингента военных наблюдателей для мониторинга в Сирии.
Реакция белорусской стороны оказалась весьма осторожной. Пока каких-либо официальных предложений на этот счет не поступало, подчеркнул начальник управления информации внешнеполитического ведомства Дмитрий Мирончик. Он отметил, что в соответствии с законодательством Белоруссии и соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ отправка такого контингента должна осуществляться на основании мандата Совбеза ООН.
Надо сказать, что это отнюдь не первая попытка втянуть нашу страну в события в Сирии, только раньше они предпринимались вроде бы неформально.
Однако белорусские власти не продемонстрировали ни малейшего желания участвовать в ближневосточной авантюре Кремля. Более того, есть информация, что они продали для американских сил спецопераций 700 противотанковых ракет, которые в конечном счете должны были быть направлены сирийским повстанцам.
Лучшие времена сотрудничества с Дамаском остались в прошлом
На первый взгляд, поведение официального Минска выглядит не вполне последовательным. Можно вспомнить, например, с какой энергией белорусский официальный лидер защищал Слободана Милошевича, Саддама Хусейна, Муамара Каддафи.
Правда, поддержка эта была почти исключительно вербальной, если не считать декларировавшейся готовности предоставить некоторым из попавших в трудную ситуацию правителей политическое убежище. (Кстати, среди политизированной белорусской публики активно обсуждалась и вброшенная московским «Коммерсантом» версия, что Минск может приютить сирийского руководителя Башара Асада.)
Более того, еще сравнительно недавно острота ситуации вокруг Сирии не препятствовала белорусскому руководству предпринимать попытки реанимировать двустороннее сотрудничество с ней. В частности, в феврале 2015 года министр иностранных дел Владимир Макей побывал с официальным визитом в Дамаске, где его собеседниками были президент, премьер-министр, министр иностранных дел, представители деловых кругов и даже сам президент.
На тех встречах была поставлена задача восстановить старые связи в политической, торгово-экономической, кооперационной, научно-технической и гуманитарной сферах.
А восстанавливать было что, поскольку в свое время Сирия действительно находилась на передовых позициях среди белорусских партнеров в регионе. Лукашенко дважды посещал ее, в 1998 году встретившись с предыдущим президентом Хафезом Асадом, а пять лет спустя — с его сыном.
Высокопоставленные сирийские представители, такие как спикер парламента, министр иностранных дел и премьер-министр, неизменно получали в Минске аудиенцию на самом высоком уровне.
Но наиболее знаменательным стал, пожалуй, визит Башара Асада в Минск в июле 2010 года. В совместной декларации отмечалось, что двустороннее сотрудничество получило значительный импульс, и подтверждалось намерение вывести отношения на уровень стратегического партнерства.
Белоруссия и Сирия постоянно оказывали друг другу поддержку в международных организациях, главным образом отбиваясь от обвинений в Совете ООН по правам человека.
Определенные успехи были достигнуты и в экономическом сотрудничестве: взаимный товарооборот вырос с 2,1 миллионадолларов в 1999 году до 85,5 миллиона в 2008-м, хотя ко времени визита Асада-младшего он сократился почти вдвое — до 47 миллионов.
Наконец, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI, в 2006-2010 годах Белоруссия была крупным поставщиком оружия для сирийского режима.
Вынужденный отход с позиций
Так в самом ли деле белорусские власти решили сменить стратегию в отношении проблемных режимов, и если да, то почему?
Как представляется, говорить о некоем кардинальном пересмотре внешнеполитической концепции несколько преждевременно. Об этом свидетельствует, например, майское интервью Асада телеканалу ОНТ: сирийский президент назвал нашу страну «ответственной», поскольку она, мол, выполняет обязательства и «заявляет то же самое, что и в начале кризиса».
В то же время очевидно, что белорусское руководство в сирийском вопросе оказалось перед сложными вызовами.
Отметим, что, с одной стороны, союзником Дамаска, помимо России, выступает Иран, с которым у белорусского руководства традиционно хорошие отношения.
С другой стороны, в антиасадовскую коалицию входят Турция, ряд богатых (в отличие от Сирии) монархий Залива, США, Великобритания, Германия, Канада, Франция и другие страны Запада. То есть и давние партнеры, и те страны, с которыми Минск заинтересован наладить отношения.
К тому же, несмотря на все усилия, в сотрудничестве с самой Сирией никак не удается выйти на намеченные рубежи. За четыре месяца текущего года товарооборот составил всего 6,5 млн долларов, сократившись почти в три раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. При этом экспорт упал еще больше.
В силу острой необходимости во внешней материальной помощи Минску не с руки ссориться ни с одной из сторон. А в условиях агрессивной политики, демонстрируемой Россией, не исключено, еще более важной видится политическая поддержка Запада.
Иначе говоря, прагматические соображения берут верх над идеологией, что вынуждает вести себя осторожно. Соответственно, есть серьезные сомнения, что и последний призыв из Москвы будет услышан.