Бывший президент США Барак Обама называл Лулу да Силву (Luiz Inácio Lula Da Silva) «самым популярным политиком на Земле». В 2009 году он стал обладателем титула «Человек года» по версии французской газеты Le Monde и испанской El País. А журнал Time назвал его «Человеком десятилетия». Когда Луис Инасиу Лула да Силва оставил пост президента Бразилии в январе 2011 года, он был популярен как рок-звезда.
Журнал Time был просто влюблен в Лулу да Силву. Это был исключительный человек: сын члена профсоюза, который однажды оказался за решеткой, возглавив марш протеста. Он родился в простой семье в городке Каэтес, где всегда жили бедные слои населения. «Это был истинный сын бразильского рабочего класса», — писал американский кинорежиссер Майкл Мур (Michael Moore) в статье для ежегодного издания, публикующего материалы о личностях, «меняющих мир».
Лула был символом социалистической мечты XXI века, мечты о всеобщем равенстве. А сейчас суд первой инстанции приговорил его к девяти годам и шести месяцам тюремного заключения по обвинению в пассивной коррупции и отмывании денег. Такой приговор был вынесен судьей федерального суда Сержиу Мору (Sergio Moro), возглавляющим расследование дела о коррупции в Бразилии. Фигурантами этого дела являются около 61% членов Национального конгресса последнего созыва, отстраненная от власти президент страны Дилма Русеф (Dilma Rouseff) и исполняющий обязанности президента Мишель Темер (Michel Temer), которого может постигнуть подобная участь. Удержится ли он на своем посту или нет, зависит от Конгресса.
Но пока Бразилия и вся Южная Америка беспокоились за судьбу Темера, неожиданно Лула да Силва вновь приковал к себе всеобщее внимание, но не такое, к которому он привык. СМИ почти перестали принимать в расчет обвинения против него. Мир гадал, победит ли Лула на выборах 2018 года или нет. По результатам опросов общественного мнения, у него был наибольший рейтинг популярности, несмотря на расследование, ведущееся против него. Казалось, что Лула должен выйти победителем из всех четырех уголовных дел, открытых в отношении него. И вдруг судья Мору выносит ему приговор, и Лула становится на одну ступень со своими коллегами.
Но случай Лулы особый. Это не Дилма Русеф, которую экс-президент Бразилии выбрал в качестве своей преемницы, хотя его поддержка не спасла ее от импичмента и от снижения рейтинга доверия до 8% к моменту отстранения от власти. Лула не Мишель Темер, который в настоящее время исполняет обязанности президента с самым низким рейтингом популярности за всю историю страны — 7%.
Когда Лула покидал президентский пост, у него был самый высокий рейтинг поддержки в истории Бразилии — 87%.
Благодаря таким показателям Лулу приглашали на бесконечные форумы и конференции на всей планете и оказывали ему особое почтение. Наиболее впечатляющей была его борьба и победа над бедностью, которая обеспечила ему во всем мире репутацию, сравнимую с Rolling Stones (по описанию местных СМИ).
Одним из выдающихся проектов, реализованных во время президентства Лулы да Силвы, был «Семейный кошелек» (Bolsas de Familia) — программа помощи малоимущим семьям с доходом менее 80 долларов в месяц. Эта мера помогла выбраться из нищеты 29 миллионам человек. Об этом он читал лекции во всем мире.
Но деньги, полученные за эти лекции, теперь стали одним из объектов расследования, которое сегодня не останавливается ни перед чем. Прокуратура установила, что средства в размере эквивалентном приблизительно 8 миллионам долларов были получены основанной экс-президентом Бразилии некоммерческой организацией Instituto Lula и еще одной компанией, созданной в 2011 году. Теоретически эти деньги появились в результате выплаты ему гонорара.
Но следователи пытаются выяснить, действительно ли имели место такие лекции, или средства на счетах организации появились в результате получения взяток коррумпированным правительством Бразилии.
Его правительство оказалось также замешанным в коррупционный скандал вокруг нефтяной компании Petrobrás, с которого все и началось. В результате продажи акций Petrobrás удалось привлечь 70 миллиардов долларов, что позволило произвести ряд махинаций в компании во время президентства Лулы.
Луле да Силве были также предъявлены обвинения в том, что он получил от строительного конгломерата OAS многоэтажную виллу на курорте Гуаружа на побережье Сан-Паулу в качестве взятки за помощь в заключении контрактов с Petrobrás, а также в том, что эта компания оплачивала расходы на обслуживание имущества экс-президента.
Узнав приговор, Лула отверг все обвинения. Он считает, что они направлены на то, чтобы помешать ему выставить свою кандидатуру на грядущих президентских выборах. Для вступления приговора в силу необходимо соответствующее решение суда второй инстанции.
Пока он защищается. Он знает, что пользуется народной поддержкой. Она нужна ему, чтобы после того, как его имя оказалось запятнанным коррупционными скандалами, он мог повторить то, что уже говорил однажды: «Моя общественная деятельность хорошо известна. В Бразилии я уступаю по популярности только Иисусу Христу».