В период холодной войны и биполярности не было никакой возможности говорить о двустороннем сотрудничестве между Советским Союзом и Японией из-за того, что страны находились в «противоположных окопах», не говоря уже о существовании между ними старых пограничных споров. Была надежда на то, что после распада Советского Союза Москва и Токио смогут найти цивилизованное решение этих застарелых проблем, и, таким образом еще раз выстроить взаимоотношения на прочной основе, особенно если учесть тот факт, что обе страны являются «тяжеловесами» в политической, экономической и научной сферах. Действительно, с началом нового тысячелетия наблюдатели отметили, два государства связаны различными формами сотрудничества в экономической, торговой, технической, культурной, нефтяной областях, а также в сфере безопасности. Кроме того, следует упомянуть, что стороны стали инициаторами совместных инвестиционных проектов. В частности, Япония стала восьмым крупнейшим инвестором в России: страна вкладывает средства в создание транспортных сетей, проекты по строительству нефтепроводов сетей, а также заводов, производящих автомобили марки Toyota и запасные части. И это несмотря на то, что политические амбиции обеих сторон и отсутствие подписанного мирного договора между ними после окончания Второй мировой войны разрушили их отношения, в которых период спокойствия то и дело сменяется периодом напряженности.
В середине XIX века был заключен «Симодский трактат», согласно которому южные Курильские острова отдавались Японии, а северные — царской России, в то время как Сахалин должен был находиться под совместным управлением. После двух десятилетий в 1875 году был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Россия уступала Японии все Курильские острова в обмен на то, чтобы получить суверенитет над островом Сахалин. Во время русско-японской войны (1904 — 1905 годы), которая закончилась поражением России, Япония ужесточила контроль над территорией Южных Курил, а также Сахалина. Тем не менее, эти территории стали частью Советского Союза в 1945 году во время Второй мировой войны в рамках договоренностей, достигнутых на Крымской (Ялтинской) конференции. В 1951 году побежденная Япония и страны-союзники подписали Сан-Францисский мирный договор: японская сторона отказалась от права на суверенитет над Курильскими островами. Однако Советский Союз отказался подписать соглашение, что дало позже Японии возможность утверждать, что южная часть Курильских островов (четыре острова: Хабомаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп) не является частью Курильской гряды, от которой она отказалась, и, следовательно, японцы имеют право вернуть их.
В 1956 году было сделано совместное заявление двух правительств о восстановлении дипломатических отношений. Москва объявила, что согласна с возвращением Японии двух из четырех островов, на которые она претендует, а именно Шикотан и Хабомаи, при условии подписания формального мирного договора, чтобы покончить с взаимными претензиями и положить конец любому иностранному присутствию на территории Японии. Однако Токио отверг данное предложение под давлением со стороны своего союзника — США, которые в то время находились в состоянии «холодной войны» с Москвой. В частности, Токио объявил, что не принимает советские условия, поскольку японцы имеют региональные и исторические права на все Южные Курилы, а также остров Сахалин.
Все дело в решении Москвы расширить свое военное присутствие на Курильских островах, а именно развернуть дополнительные группы российских войск, в связи с чем Токио, используя дипломатические каналы, выразил свой протест, назвав это решение «прискорбным». В ответ Москва поспешила напомнить японской стороне, что Курильские острова являются российской территорией, поэтому Россия имеет право использовать их так, как считает нужным для защиты государства.
Таким образом, развитие событий будет иметь негативные последствия для отношений между странами, на мой взгляд, подобно тому, что произошло в феврале этого года, когда Москва приняла решение назвать ряд Курильских островов в честь генералов, внесших вклад в победу над Японией во время войны. Так, среди них генерал Кузьма Деревянко, подписавший документ о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны, генерал Алексей Гнечко, один из ведущих военных руководителей, которые участвовали в российско-японских войнах. В связи с этим стоит отметить, что данное событие стало препятствием для реализации инициативы, с которой глава японского правительства Синдзо Абэ выступил во время визита президента России Владимира Путина в Токио в середине декабря 2016 года. Согласно ей предполагалось выработать механизм, необходимый для расширения и укрепления экономической деятельности на Курильских островах, что стало бы первым шагом на пути к окончательному разрешению споров вокруг них, а также подписанию мирного договора между странами.
В конце концов, возникает вопрос, кто кого отпугивает в тот момент, когда вдруг появляется проблеск надежды на улучшение российско-японских отношений и устранение единственного препятствия, которое стоит перед сотрудничеством двух стран?