Последние разоблачения по поводу России и предвыборного штаба Трампа полезны в том плане, что они помогают разгадать тайну, находящуюся в центре всей этой истории. Почему у Трампа такой оптимистичный настрой в отношении России и президента Владимира Путина? Это настолько необычно для Трампа, что требует неких объяснений.
В отличие от внутренней политики, где у Трампа полный разброд и шатание, во внешней политике он уже лет тридцать придерживается ясных и последовательных взглядов. Выступая в 1987 году с первым важным заявлением по государственной политике, он воспользовался материалами из ряда газет, которые начинались словами: «На протяжении десятилетий Япония и другие страны использовали Соединенные Штаты в своих интересах». Он также устроил разнос Саудовской Аравии, «само существование которой находится в руках США» и другим союзникам, которые «никак не хотят помогать».
Таково мировоззрение Трампа, и он от него никогда не отклонялся. Он постоянно пополняет свой список государств-мошенников, и недавно включил в него Китай и Мексику. По поводу Китая он написал во время предвыборной кампании: «Есть люди, не желающие, чтобы я называл Китай врагом. Но именно таковым он является». Тогда же он заявил: «Мы не можем допустить, чтобы Китай и дальше насиловал нашу страну». А за несколько месяцев до выдвижения своей кандидатуры Трамп написал в Твиттере: «Я не хочу иметь никаких дел с Мексикой, разве что построить непреодолимую СТЕНУ, чтобы они прекратили обдирать Соединенные Штаты».
Трамп — человек из той категории, которую историк Уолтер Рассел Мид (Walter Russell Mead) называет «джексоновцами» в вопросах внешней политики (это в честь седьмого президента Эндрю Джексона). Это люди, с огромным недоверием и с инстинктивной враждебностью относящиеся к другим странам и к их лидерам, и верящие, что Америка должна быть крепостью, которая занимается только своими делами, а если ее потревожат, то она «разбомбит к черту» всех своих врагов, а затем снова отступит на свою территорию.
Таким было отношение Трампа к внешнему миру, за исключением России и Путина. 10 лет назад, когда российские деньги рекой текли на Запад, Трамп начал восхвалять эту страну и ее руководителя, заявляя: «Посмотрите на Путина. Он прекрасно делает свое дело, восстанавливая имидж России и восстанавливая саму Россию». В 2013 году Путин написал в New York Times статью, в которой попытался убедить администрацию Обамы не реагировать на применение химического оружия сирийским режимом. В ней российский президент утверждал, что на самом деле ядовитый газ использовала сирийская оппозиция, чтобы обмануть Вашингтон и заставить его напасть на Асада. Реакция Трампа оказалась весьма лирической: «Мне показалось, что статья написана восхитительно. Думаю, он хочет стать мировым лидером, и как раз сейчас занимается этим».
Трамп так сильно восхищался Путиным, что вообразил, будто они встречались, и как минимум пять раз в разных вариациях выступил с этим ложным утверждением на публике, отвергая всю критику в его адрес. «Справедливости ради надо сказать вот что. Вы утверждаете, что он убивал людей. Я этого не видел, — заявил он в 2015 году. — А вы можете это доказать?» Когда в этом году ему снова задали вопрос на данную тему, он от него отмахнулся, сказав: «У нас много убийц. Вы что, думаете, наша страна — такая невинная?» Трамп не мог выступать с такими оправданиями ради получения политических преимуществ. Республиканская партия инстинктивно враждебна по отношению к России, хотя сегодня положительно относящихся к Путину республиканцев на 20% больше, чем демократов, что говорит об изменениях в американских предпочтениях.
«Прежде всего, я хотел бы, чтобы Россия стала для нас дружественной страной», — объявил Трамп в июле прошлого года на пресс-конференции. Похоже, его штаб последовал этой идее. Трамп назначил высокопоставленным советником по внешней политике Майкла Флинна, у которого явные симпатии к России, и которому, как нам стало известно, российское правительство платило деньги. Пол Манафорт, какое-то время возглавлявший предвыборный штаб Трампа, получил миллионы долларов от украинской пророссийской партии. Во время съезда республиканцев было на удивление мало воинственных заявлений по поводу российского вторжения на Украину. А после избрания Трамп решил сделать своим госсекретарем Рекса Тиллерсона, который получил одну из самых высоких наград для иностранцев и поддерживал «очень тесные взаимоотношения» с Путиным. И наконец, члены штаба Трампа и его родственники неоднократно контактировали с российскими официальными лицами и прочими россиянами, что опять же кажется уникальным случаем.
Возможно, для всего этого существуют вполне безобидные объяснения. Возможно, Трамп просто восхищается Путиным как лидером. Возможно, он придерживается мировоззрения своего старшего советника Стивена Бэннона, для которого Россия является не идеологическим врагом, а духовным другом США, будучи белой христианской страной, воюющей со смуглыми мусульманами. Но в равной степени возможно, что есть и другие объяснения его многолетнего расшаркивания перед Россией и ее лидером. Эта загадка оказалась в самом центре президентства Трампа, и специальный прокурор Роберт Мюллер ее обязательно разгадает.