Попав на одну трибуну с Дональдом Трампом 14 июля, Николя Юло (Nicolas Hulot) придется проглотить горькую пилюлю. Недавно наш министр экологии обвинял президента США в пособничестве «преступлению против человечности» за выход из Парижского соглашения по климату, но теперь ему придется вести себя потише. Позабыл ли Дональд Трамп крепкое рукопожатие с Эммануэлем Макроном в Брюсселе и видео, в котором тот переделывает его предвыборный слоган в «Вернем величие нашей планете»? Вряд ли.
Франция является самым старым союзником Америки с тех пор, как маркиз де Лафайет стал первопроходцем в национальном восхищении «новым светом». 100 лет назад США решили отправить войска для защиты своих морских прав, а также поддержки Франции в войне с Германией. Находившиеся в тяжелом финансовом и военном положении союзники оказались лицом к лицу с центральными империями после немецко-большевистского перемирия 15 декабря 1917 года. Париж начал Первую мировую войну в альянсе с Россией, а закончил в альянсе с США. Если не считать президентства де Голля, атлантический союз представляет собой альфу и омегу нашей внешней политики.
Как бы то ни было, Эммануэль Макрон пошел на риск, пригласив американского коллегу на национальный праздник на Елисейские поля. Дональд Трамп стал настоящим пугалом для левых и пользуется не лучшей репутацией во французской прессе, тогда как его команда увязла в невразумительной истории о сговоре с Россией. Трамп и его союзники, без сомнения, положительно воспримут такой жест примирения после непростого начала.
После почетного приема Владимира Путина в Версале было намечено возвращение к традициям де Голля и Миттерана, и в Париже проходит встреча французских и немецких министров. Во внешней политике Миттерана существовал автономный курс по России, Африке и Ближнему Востоку при сохранении умеренного атлантизма в обществе Рональда Рейгана, в адрес которого тогда звучала резкая критика. Нечто подобное мы наблюдаем и в настоящий момент.
Визит Дональда Трампа в Париж, от могилы Наполеона до площади Согласия и ресторана на Эйфелевой башне, позволит президенту Франции установить более прочные личные отношения с американским лидером. Франция заинтересована в том, чтобы вернуть себе роль европейского посла в отношениях России и США. Если, конечно, она станет настоящим посредником, а не просто курьером. От этого зависит лидерство Франции в Европе. В ближайшие годы задачей Парижа будет примирить Москву и Вашингтон, в том числе по сирийскому и украинскому вопросам. Чтобы сыграть эту роль и не пропустить вперед Германию, нашей стране нужно сохранить независимые наступательные и оборонительные возможности, в частности, в Африке. А для этого потребуются немалые усилия.