В наши дни политические отношения между Россией и Западной Европой, в том числе Данией и Скандинавией в целом, хуже, чем когда-либо.
Даже в советский период у нас не было санкций в отношении России. Если верить СМИ, то российское общество существенно отличается от нашего.
Но что касается культуры, то у нас не только такая общая основа, как христианство, но и культура, в сущности, скандинавская, поскольку викинги играли ключевую роль в создании русского государства.
Поэтому в России у викингов репутация совершенно иная, чем на британских и французских берегах. И, возможно, первое русское государство было основано шведом.
Дискуссия совершенно не нова. Но в последних российских исследованиях историки все более дистанцируются от так называемой норманнской теории, в то время как в скандинавских трудах можно наблюдать обратную тенденцию.
Вопрос о том, где и как возникло государство, является решающим для каждой нации, стремящейся к самопознанию.
В России спор идет вокруг норманнского или же славянского происхождения.
Достаточно примечательно, что история России началась в IX веке за пределами нынешней России. Происхождение славян не вполне известно, но они в самые ранние известные нам времена жили в области между Вислой или рекой Одер и современной Белоруссией. А центральные части современной России и территории вокруг Москвы были заселены литовцами и финнами.
Нынешнюю Россию населял тогда целый ряд различных народностей, в том числе и народы, оставившие, конечно, свой след, но исторически никак не связанные с теми, кто живет в России сегодня.
В течение VIII века славяне распространились на восток и поселились на большей части той территории, которую мы сегодня именуем Европейской частью России.
Они жили вместе небольшими семейными и родовыми общинами, впоследствии начали образовываться большие общие структуры, крупные соседние общины и собственно города.
Ими правили местные князья с помощью своих дружин, например, Гостомысл в начале IX века в Новгороде на озере Ильмень, в области, которая сегодня является Северо-Западной Россией.
Русские историки говорят о ряде объединений на этих территориях, в частности, о крупном объединении под названием «Русь», предшественнике российского государственности. История же России как государства начинается — как это ни странно — с иностранца, викинга Рюрика, который, если верить более поздней исторической летописи, так называемой Несторовой летописи, написанной монахом Нестором в XII веке «Повести временных лет», был приглашен на Русь (вместе с Тревором и Синеусом), точнее, в город Новгород на реке Волхов к северу от озера Ильмень, в паре сотен километров от сегодняшнего Санкт-Петербурга.
Рюрика пригласили прийти и «править, поскольку у нас порядка нет». Довольно примечательное начало для рассказа государства о самом себе, рассказа, который много раз оспаривался и на протяжении истории России, и вплоть до сегодняшнего дня.
Это означает, что основной миф в истории России довольно символичен для истории как таковой. Историография интересуется в значительной степени историей народа, нации, страны и государства и историей культуры, в данном случае, русской культуры.
И наоборот, миф о Рюрике, естественно, вызывает особый интерес в Скандинавии, потому что неужели Россию основал швед, а, может быть, датчанин? В России же наблюдается противоположная тенденция — к преуменьшению значения викингов.
Но, тем не менее, в первых веках истории России они присутствовали. Об этом свидетельствует много следов в виде таких находок, как украшения, могилы, слова, топонимы, оставшиеся от викингов. Но в российской историографии отрицается образ викинга Рюрика, который приходит и наводит порядок во всем том, о чем речь идет в летописи Нестора. Здесь упор делается на том, что славяне сами распространялись вдоль рек по той территории, что является Россией сейчас, и где возникает и обретает форму целостное государство и его культура.
Но давайте посмотрим чуть внимательнее на страну, в которую прибывает Рюрик. Рюрик — фигура историческая, и мы знаем, что он пришел в Новгород и стал там княжить в 862 году.
Не так давно было найдено место чуть к югу от нынешнего города, где был его двор. До того, как в середине XX века была сделана эта находка, полной уверенности в том, что слова в летописи Нестора о том, что Рюрик действительно прибыл в Новгород, не было, потому что следы его пребывания были обнаружены и в других местах (викинги называли Новгород, что означает «новый город», Хольмгардом, «городом на острове»).
Поселения славян были разбросаны на местности, поклонялись славяне богу Перуну. В наши дни существует, в частности, небольшой отшельнический монастырь, он по-прежнему называется «Перунов монастырь», назван он так в честь культового места в честь бога Перуна, немного к югу от Новгорода у озера Ильмень, где впоследствии, когда пришло христианство, был основан большой средневековый монастырь Святого Георгия. Но Рюрик основал типичное поселение викингов, с королевским залом, культовым сооружением, где поклонялись скандинавским богам, а также дома для своих людей на берегу реки.
Сюда было легко добраться судам из Скандинавии, многие из них потом продолжали путь дальше. Отсюда пошла его династия. Два человека из его свиты — Аскольд и Дир — продолжали завоевывать земли к югу, в направлении Киева, куда Рюрик в 879 году посылает опекуна своего сына, чтобы обеспечить себе господство над Киевом ради сына и своих потомков. Такие находки, как украшения и оружие, свидетельствуют о том, что Рюрик привез с собой и древнюю скандинавскую религию, поскольку находки, сделанные по берегам российских рек, говорят о том, что там было нечто, характерное для поселений викингов.
Но в основе того государственного образования, которое появилось после Рюрика, под названием Киевская Русь, столицей которого был тогда Киев, лежит создание новой столицы Киева к югу от Новгорода, в современной Украине.
Так что, в определенной степени, первая Россия находилась за пределами границ России нынешней, хотя включала в себя и нынешнюю Россию благодаря рекам. Потомки Рюрика стали князьями в целом ряде более мелких княжеств по всей стране, но резиденция великого князя была в Киеве.
Но насколько ли велика та роль, которую представители различных направлений в историографии приписывают викингам в связи с образованием русского государства?
Эта тема была предметом споров несколько сотен лет, поскольку она касается самого происхождения государства. Могло ли быть так, как писал монах Нестор, что пришлось призывать князей, потому что сами государство создать не могли? Или же картина была иная?
Любое толкование истории имеет значение для самопознания нации сегодня. Образ Киева как столицы первого русского государства и обозначение «мать городов русских» имеет значение для точки зрения России на современную Украину. Можно ли ее действительно считать самостоятельным государством? Или же она на самом деле — часть России, к тому же то место, где стояла колыбель нации — точно так же, как сербы воспринимают Косово как колыбель Сербии?
Историки нередко смотрят на все в соответствии со своим собственным временем и своими собственными политическими или религиозными представлениями. Так было и с Нестором.
Нестор был монахом и жил в Киеве в 1056-1114. В своей летописи он начинает русскую историю с ветхозаветных племен, происшедшими от патриархов Сима и Иафета, то есть, получается, что русский народ восходит к еще библейским временам.
Это существенно для Нестора как летописца, для которого отправная точка связана с церковью. Больший исторический вес имеют его рассказы о своем собственном времени, а также о нескольких поколениях до него, которые он мог записать на основании информации, полученной от современников или от тех, кто слышал пересказ этих событий из вторых рук.
В конце концов, Нестор, как отмечал великий русский историк Соловьев (1820-1879 гг.), — первый русский летописец, который рассматривает все под национальным углом зрения, поскольку речь в летописи идет именно об истории возникновения русского государства. И рассказ о Рюрике, который для государства стал фигурой объединяющей, служит именно этой цели.
Нельзя забывать о том, что, когда Нестор жил в Киеве, город был столицей и церковным центром в стране, принявшей христианство более чем за сто лет до этого. Он жил в большом Пещерном монастыре в городе, где его земные останки находятся и поныне.
Предпосылкой того, что Нестор вообще смог стать тем, кем был, было введение христианства на Руси в 988 году.
Еще сын Рюрика Игорь совершил несколько поездок в Византию, а его вдова приняла христианство в 955 году. Но только ее внуку, Владимиру, одержавшему победу над своими братьями, удалось ввести христианство в Киеве и Новгороде и значит, во всей Руси.
Легенда говорит о том, что он разослал своих людей в разные места, чтобы познакомиться с крупными религиями, существовавшими в то время, и выбор его пал на греческую православную церковь, потому что богослужения были очень красивы и потому что эта религия не запрещала пить, а без этого русские, по его мнению, жить не могли. Может, и викинги тоже?
В конце XVII века и начале XVIII века появились первые солидные труды по истории России — сначала труд самоучки Василия Татищева и Михаила Ломоносова (1711-65), одного из основателей Московского Университета.
Последний резко отвергает так называемую «норманнскую теорию», излагаемую немецкими учеными Байером, Миллером и Шлёцером, теорию о том, что русское государство основал шведский викинг Рюрик.
Но и самые последние трактовки русской истории, предлагаемые, в частности, историками Орловым, Полуновым и Терещенко в учебниках по истории в Московском Университете «Основы курса истории России» (2016 г.) отвергают «норманнскую теорию» как антинаучную.
Они преуменьшают то обстоятельство, что некоторые из первых русских князей имели имена, являвшиеся славянскими вариантами скандинавских имен, в частности, Хельге и Хельга (Олег и Ольга), то же касалось и топонимов вдоль рек по так называемому пути из варяг (викингов) в греки, торговому пути в Византию.
Но они позаботились о том, чтобы упомянуть, что Рюрик и варяги, которых «ряд историков» часто считают шведами, возможно, скорее, были «русскими племенами», жившими на южном побережье Балтийского моря и на Рюгене».
Здесь следует понимать, что слово «рус» вовсе не означает «швед», как это часто утверждается в западных исторических трудах, и не происходит от местности Roslagen недалеко от нынешнего Стокгольма, но просто обозначает славянское племя.
Таким образом, Рюрик неожиданно оказывается славянином по происхождению. Авторы утверждают, что нет сомнений в самом присутствии варягов, которых тогда воспринимали как скандинавов, на службе у славянских князей, их участии в жизни государства Русь, нет также сомнений и в существовании взаимных связей между скандинавами и государством Русь. Но следов более существенного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян или на их язык и культуру нет.
Археологические находки указывают, якобы, на то, что число варягов на Руси «было невелико». Викинги не колонизировали Русь, утверждают авторы. И вообще отмечают, что рассказы об иностранном происхождении той или иной династии типичны для средневековья, например, истории об англосаксах в Англии, а также основании Рима Ромулом и Ремом.
Британский историк Ричард Пайпс (Richard Pipes) подчеркивает в своем классическом труде «Russia Under the Old Regime» (1974 год) значение викингов для создания единой династии и единого государства, но обращает внимание на то, что правление носило лишь «полуколониальный» характер, поскольку основные интересы викингов были связаны со взиманием налогов и получением контроля над торговлей.
Далее он описывает династию первых столетий, многочисленных местных князей, принадлежавших к роду Рюрика, почти как коммерческую структуру, которая на самом деле правила в стране лишь в ограниченной степени.
Если же следовать датской версии, как, например, «Истории России» Politiken, вышедшей в конце 1980-х и написанной последним значительным поколением датских историков, специализирующихся на России, то они отдают варягам несколько большую роль — не говоря уж о последних трудах о викингах в России, таком, как «Викинги у колыбели Руси» (Vikingerne ved Ruslands vugge) Фрица Волдера (Fritz Wolder), вышедшем в прошлом году.
В течение XI века культура викингов исчезла и ассимилировалась с довольно новой русской (славянской) культурой, развивавшейся в такт с распространением в России христианства. Викинги и славяне перемешались с финнами — да, Пайпс прямо говорит, что этническое смешение финнов и славян создало новый «расовый тип» с высокими скулами и маленькими глазами, что характерно для регионов к востоку от Москвы, куда столица переносится в XII веке.
Разве это практически не описание Путина? Приняв новую религию — христианство — в 988 году, русская культура обрела ту форму, которая окаймляет русскую ее вплоть до нынешнего дня.
Вопрос о том, где и как возникло государство, является решающим для каждой нации, стремящейся к самопознанию.
В России спор идет вокруг норманнского или же славянского происхождения.
На самом деле было бы правильнее сказать, что русское государство и культура возникли на стыке славянской, скандинавской и христианской византийской культур, которым суждено было создать объединяющую культуру для той Руси, которая благодаря этому и возникла.
И это означает, в сущности, что у нее гораздо больше общего со Скандинавией.