Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что стало с соглашением о военной взаимопомощи между Арменией и Карабахом?

Интервью с вице-председателем комитета Национального собрания Республики Армения по вопросам европейской интеграции Самвелом Фарманяном.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Минская группа ОБСЕ осуществляет свою миссию — альтернативны политического урегулирования вокруг стола переговоров, на самом дел, нет. Эту примитивную истину понимают все, даже в Азербайджане, сколько бы военно-политическое руководство этой страны не говорило обратное, не прибегало бы к военным провокациям, используя население в качестве живого щита.

Aravot: Какие ожидания были у вас от встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана и насколько они оправдались? Снова не удалось вернуть Азербайджан за стол переговоров, что мы должны делать?


Самвел Фарманян: Мы живем в сложной, в каком-то смысле запутанной, нестабильной и постоянно меняющейся геополитической и геоэкономической среде, где фактические невозможно проводить долгосрочные и определенные расчеты по какому-либо математическому моделированию. Тем более, когда эти расчеты касаются вопросов войны и примирения. Почему я начал отвечать на вопрос с этого? Потому что вопросы войны, примирения и мира касаются как отношений между конфликтующими сторонами и ситуации на передовой, так и косвенных и прилегающих обстоятельств. Это другая сторона реальности.


Минская группа ОБСЕ осуществляет свою миссию — альтернативны политического урегулирования вокруг стола переговоров, на самом дел, нет. Эту примитивную истину понимают все, даже в Азербайджане, сколько бы военно-политическое руководство этой страны не говорило обратное по сто раз в день, не прибегало бы к военным провокациям, использую собственное население в качестве живого щита. Такие встречи я оцениваю, как положительные, и подходы Республики Армения более чем понятны — мы хотим и готовы идти переговорным путем для достижения всеобъемлющего дипломатического урегулирования проблемы, при поддержке посредников. Чтобы это достичь, того же должен желать и Азербайджан, а до этого нужно чтобы Баку доказал свою приверженность мирному урегулированию, выполнив договоренности, достигнутые на двух последних президентских саммитах, не противопоставлял бы себя посредникам Минской группы ОБСЕ, воздерживался бы от эскалации ситуации на фронте, которая приводит к тяжелым человеческим потерям и так далее. Вот. А пока Азербайджан всего этого не делает и угрожает войной, прибегает к провокациям, нужно делать две вещи: пытаться усилить международное давление на Азербайджан и заставить его сесть за стол переговоров, и во-вторых, последовательно модернизировать вооруженные силы и причинять противнику непропорциональный ущерб, не оставляя безнаказанным какую-либо дерзость.


А в долгосрочной перспективе нужно построить такую страну, которая своими возможностями и международным поведением не будет иметь никаких точек сравнения с Азербайджаном. По моему представлению, это единственный ключ к историческому закреплению выкованной в войне победы.


— Россия продолжает вооружать Азербайджан. Недавно поступили сообщения о поставках новых видов вооружений — ТОС-1 «Солнцепек», около 200 ракет, дальностью поражения до шести километров. Сколько мы еще собираемся оправдывать такое поведение стратегического партнера и оценивать это как чисто бизнес?


— В связи с этим я и многие из нас имели повод высказываться. Учитывая приведенные российской стороной аргументы и высоко оценивая наше эффективное сотрудничество в рамках ОДКБ, очевидно, что в Армении и со стороны армянского народа воспринимается крайне негативно, когда наш стратегический партнер, наш союзник номер один поставляет оружие, при этом наступательное оружие, стране, с которой мы находимся в ситуации не объявленной де факто войны. Из этого оружия Азербайджан стреляет исключительно в нашу сторону. Эта страна угрожает нам широкомасштабной войной. С другой стороны, не мы должны объяснять России ее же национальные интересы. Мы должны делать то, что возможно — определить наши интересы и идти вперед исключительно учитывая их.


— Как должна использовать армянская дипломатия известный скандал о предоставлении Азербайджаном оружия террористической организации «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ, — прим. ред.)?


— Это хороший повод для рассуждения визуально-исторического характера: история нашего народа, особенно новые и новейшие периоды, изложена таким образом (в результате чего коллективное восприятие нашего народа и остается таким), что якобы в какой-то стране «сидит» несправедливая международная общественность, с мечом Фемиды в руках, и достаточно чтобы армянские дипломаты дошли до этого места, привели весомые аргументы, что Азербайджан — страна, поддерживающая терроризм, и этот меч спуститься на голову несправедливого и террористического Азербайджана. 25-летней независимости более чем достаточно, чтобы понять — мир всегда двигался и всегда будет двигаться по пути реальной политики, где доминирует политическая целесообразность. Если этим же странам будет необходимо наказать Азербайджан, ввести санкции против него за оказание поддержки терроризму, уверяю вас, не только рассекреченные документы посольства этой страны в Болгарии, но и сотни других доказательств и оснований найдутся для этого. Или, образно говоря, для «посмертного приговора» этой стране. Сказанное мной вовсе не означает, что нужно предаваться безделию. Нет. Нужно продолжать трудиться в поте лица работая с мнением мирового сообщества, также на парламентских площадках, в то же время формируя реальные ожидания от международного сообщества.


— Что стало с судьбой соглашения о взаимной военной помощи между Арменией и Арцахом, который после апрельской войны грозился получить плоть и кровь?


— Такой договор с Карабахом можно подписать за час. Более того, в любой момент мы можем пойти дальше и признать независимость НКР. Этого пока не делается исключительно исходя из одной цели: еще есть надежда, что в результате усилий международных посредников станет возможно заставить Азербайджан сесть за стол переговоров и достичь дипломатическим путем того, к чему мы стремимся десятилетиями — международного признания независимости Карабаха и обеспечения стабильных и предметных гарантий безопасности наших соотечественников Карабаха. На этот момент, по моему представлению, такой шаг является не очень целесообразным, исходя также из того обстоятельства, что Минская группа ОБСЕ продолжает усилия по продвижению переговорного процесса, и мы оцениваем эти усилия как чрезмерно важные. Любой шаг, который поставит Армению и Карабах на неконструктивные позиции и противопоставит нас посредникам, вряд ли будет сейчас нам полезен. Этой логикой сейчас двигается Азербайджан, в результате чего Баку противопоставил себя международным посредникам и оказался в изоляции по логике урегулирования. В конце концов, если пойти на этот шаг, то после этого переговоры с Азербайджаном потеряют свой смысл, с истекающими из этого всеми возможными последствиями.