Интервью с депутатом Сейма Александром Кирштейном (Национальное объединение) об автоматическом предоставлении гражданства детям неграждан и о всенародных выборах президента, о версиях политического скандала из-за «разговоров олигархов», о влиянии России в Латвии и в мире, а также об изменении политического климата.
NRA: Президент Латвийского государства предложил подумать об автоматическом предоставлении гражданства детям неграждан. Как вы оцениваете эту инициативу?
Александр Кирштейнс: Думаю, президент не знает о Латвийско-российском мирном договоре от 1920 года, в котором определено, кто может быть гражданином Латвии. В этом договоре определено, что гражданином может быть тот, чьи родители жили в административных границах Латвии до Первой мировой войны. Все остальное — только дополнения и исправления. Был дан год для оптации: все те, кто с 1920 по 1921 годы хотели стать гражданами Латвии, могли подать заявки. И многие это использовали, в том числе и люди, бежавшие от большевиков, были и такие, кто не имел никакой связи с латышами и владением латышским языком. Но оптация закончилась. У нашего президента должен быть ясный ответ тем, кто спрашивает: почему так — я приехал в Латвию на танке, но у меня нет гражданства ЛР? Президент может ответить: потому, что ваш дедушка не использовал возможность оптации. Во-вторых, в условиях разделенного образования то, что предложил президент, больше похоже на государственную измену. Почему? Потому, что у нас при наличии настолько либерального Закона о гражданстве это выбор родителей, будет их ребенок гражданином или нет. Если родители не хотят, значит, в семье такое воспитание, и поэтому мы не должны навязываться со своим гражданством. Так, к примеру, в Дании только с 18-летнего возраста иностранец может выбрать гражданство, родители при этом ничего не решают. Почему здесь многие родители не хотят, чтобы их дети были гражданами ЛР? Они ждут — Латвия когда-нибудь снова будет составной частью Российской империи, они связывают будущее своего ребенка с Россией.
- Каковы ваши прогнозы относительно образования только на государственном языке?
- Раймондс Вейонис выдвинул еще одну инициативу — всенародно избираемый президент.
— В этом нет ничего нового. Во времена перестройки Горбачев, готовя новый договор о Советском Союзе, придумал, что в каждой советской республике будет свой президент. Общество юристов Латвийской ССР во главе с Валдисом Биркавсом должно было подготовить закон о президенте ЛССР. Но события развивались быстрее, и СССР развалился. Было ведь ясно, что президенты-резиденты, а именно: такие президенты, которые находятся под влиянием большого соседа, очень выгодны. К примеру, в Финляндии был Урхо Кекконен, который частично делал то, что велела Москва, но в то же время заботился о своем народе. Такой светлый агент… Что касается всенародно избранных президентов, то есть примеры: Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Молдова… Другой пример — Великобритания. Там нет президента, зато есть королева. Когда мы спросили у англичан, отказывалась ли когда-нибудь королевская персона подписать какое-либо решение парламента, они долго думали и ответили: да, в средние века. Но после того, как Кромвель отрубил королю голову, случаев не подписания больше не было. В США система выборщиков. Она была хороша до тех пор, пока ни избрали Трампа. Система выборщиков была задумана для того, чтобы к власти не пришли популисты. В Латвии партии могут сказать, кого они хотят видеть президентом, и мы сказали, что хотим Эгилса Левитса. Почему «Единство» его не поддержало? В каких переговорах с «Согласием» они участвовали? Господин Вейонис придумал хитро: Кабинет министров формирует премьер, а министров назначает президент. Перед кем эти министры будут отчитываться? Перед премьером, президентом? Если президента будет выбирать народ, кто его выдвинет? Партии, частные лица? Кто будет собирать деньги на предвыборную кампанию? Общественные организации? Финансисты со стороны? Не захотят ли какие-то «олигархи» пожертвовать миллион, чтобы продвинуть «своего человека?..
…В Латвии очень большое влияние российских денег, и это может беспокоить наших союзников.
- Что об этом свидетельствует?
— Посмотрите, что произошло с объектами, гарантирующими независимость Латвии. По транспорту: еще в 2003 году мы от Сейма находились в качестве наблюдателей в Европейском парламенте, с утра до вечера там сидела группа балтийцев и говорила о проекте Rail Baltica, который нужно было реализовать за 10 лет. Прошло 14 лет. По энергетике: самый чистый способ получения энергии — атомная электростанция, что для такой маленькой страны, как Латвия, было бы самым выгодным вариантом. Если будет газовая блокада, как долго Инчукалнское газохранилище сможет обеспечивать нас газом? Два с половиной, три года. Почему рухнул проект Игналинской АЭС? В Литве провели неофициальный референдум, на котором большинство выразило обеспокоенность по поводу опасности АЭС. В Швеции один реактор на менее, чем миллион человек, и все спокойно… Оказалось, в свое время Россия агитировала немецких «зеленых» протестовать против строительства АЭС, чтобы у российского газа был сбыт. Теперь Запад поддерживает строительство российского газопровода, чтобы можно было платить России еще больше. Россия на эти деньги купит военные технологии, а Запад потом будет лицемерно жаловаться на российскую военную угрозу. Влияние России в Латвии продолжается посредством гражданства для новорожденных детей неграждан, школ с русским языком обучения, самоуправлений и госучреждений, не снесенных советских памятников. Зато все большие проекты остановлены. Это влияние глубже, чем мы можем видеть.
- Возможно, «разговоры олигархов» тоже могут свидетельствовать о влиянии России.
— Может быть. Комиссия Сейма по расследованию должна это выяснить: и если прокуратура кого-то спасла, то действовать соответствующим образом. Необходимо также выяснить, нет ли у (министра сельского хозяйства) Дуклавса или кого-то еще тайной собственности. В таком случае это реальное нарушение… И еще. Бизнес с Россией возможен только в том случае, если есть сотрудничество с людьми из Федеральной службы безопасности, потому что там нет ни одного бизнесмена, который не связан с этой службой. Если в Латвии построят объект стоимостью в миллион евро, то он неизбежно будет связан с упомянутой службой. Есть еще связь с делом Абрене. Российский миллиардер Петр Авен в одном из интервью откровенно рассказал, что он по заданию Путина встречался с Вайрой Вике-Фрейбергой и сказал, что если она уладит вопрос о латвийско-российской границе, разумеется, таким образом, что Абрене остается на стороне России, то в Латвию поступят грузы. Много грузов! Может быть — как оплата? Может быть, кто-то подслушал и эти разговоры? Пусть комиссия это расследует.
- Политические наблюдатели говорят, что слив «разговоров олигархов» выгоден только «Согласию».
— Ну, что это «Согласие»? Хорошо, у этой партии есть договор о сотрудничестве с путинской партией. Но Путину «Согласие» не нужно, потому что он все может уладить с людьми из латышских партий. Может быть, «Согласие» нужно только для того, чтобы вместе с их «Русским миром» организовать в Юрмале «Новую волгу-2»? Не нужно переоценивать роль «Согласия», но надо понимать, что Латвия это зона комфорта для русских — как старых, так и молодых. Ну, не ездят они отдыхать в Швецию. «Согласие» нужно именно для того, чтобы обеспечивать наличие этой зоны комфорта. А какие индивидуумы представляют наше государство в Европейском парламенте? Жданок от Русской партии и Мамыкин от «Согласия», с которыми сотрудничает Григуле из Союза зеленых и крестьян…
- Видите ли вы что-то позитивное в развитии государства?
— Снизятся налоги. Рост промышленного производства в 1-м квартале был 9%, растет также экспорт. Вспомним, что мы живем в незагрязненной, зеленой среде с 500-километрововй морской границей, и каждый гражданин совладелец всего этого. К тому же, есть прогнозы, что начиная с 2021-2025 года количество жителей Латвии больше не будет уменьшаться.
(Публикуется с небольшими сокращениями).