Три месяца назад президент Дональд Трамп говорил теплые слова в адрес своего китайского коллеги Си Цзиньпина после того, как два лидера встретились на курорте Трампа Мар-а-Лаго во Флориде. В течение нескольких недель администрация Трампа хвасталась ранними победами в переговорах с Китаем, включая расширенный доступ для американской говядины и финансовых услуг, а также помощь в попытках обуздать Северную Корею. Теперь обе стороны едва ли могут сойтись в том, как описать свои разногласия.
Переговоры по экономике в Вашингтоне потерпели неудачу в среду, когда две сверхдержавы не смогли выступить с совместным заявлением. Министр торговли Уилбур Росс ругал Китай за его торговый дисбаланс с США в своем вступительном слове, а затем обе стороны отменили запланированную заключительную пресс-конференцию. Позже обе стороны сделали отдельные заявления.
Министр финансов Стивен Мнучин и Росс сказали, что Китай «признал сокращение дефицита торгового баланса нашей общей целью, для достижения которой обе стороны будут сотрудничать». Министерство иностранных дел Китая выступило с обратным заявлением, в котором говорится, что обе стороны согласились начать «конструктивное сотрудничество», чтобы сократить торговый дефицит.
Трамп проводил кампанию по «защите забытых американцев и установлению приоритета Америки, но если нельзя вернуть им их работу, то лучше обеспечить своего рода возмездие, и именно это здесь и происходит», — сказал Стивен Миров, управляющий партнер в исследовательская фирме Beacon Policy Advisors (Вашингтон). Это была первая встреча высокопоставленных чиновников в экономике, при администрации Трампа, ритуал, который начался в 2008 году. В этом году встречу назвали «Всеобъемлющий экономический диалог», дискуссии вели Мнучин и Росс с американской стороны, а вице-премьер Ван Ян со стороны Китая.
Председатель ФРС Джанет Йеллен приняла участие в переговорах, а руководители, в том числе Джек Ма (Alibaba) и Стивен Шварцман (Blackstone) встретились в кулуарах. После прошлогоднего форума две страны опубликовали заявление (6589 слов), в котором говорится о взаимном интересе в процветании обеих стран.
Документ также включал обязательства. Например, Китай обязался сократить избыточные мощности в сталелитейной промышленности. Это все еще серьезный раздражитель, и администрация Трампа размышляет, стоит ли вводить тарифы и квоты на импорт стали. «Администрация Трампа, возможно, имела нереалистичные ожидания в отношении действий Китая по сбалансированию торговли, — сказал Шэнь Цзяньгуан, главный экономист Азии в Mizuho Securities Asia Ltd. в Гонконге. —Теперь начинаются настоящие и тяжелые переговоры».
В начале выступления в среду Росс жаловался на торговый дефицит с Китаем в необычайно суровых выражениях. Хотя экспорт США в Китай вырос в последние годы, импорт из азиатской страны повышался еще быстрее, что привело к дефициту торгового баланса в 309 миллиардов долларов, сказал Росс. «Если бы это был всего лишь естественный продукт сил свободного рынка, мы могли бы это понять, но это не так, — отметил Росс. — Так что пришло время пересмотреть наши торговые и инвестиционные отношения более справедливым, равноценным и взаимным образом».
В своем вступительном слове Ван назвал сотрудничество «реалистичным выбором» для обеих стран, добавив свое собственное представление о том, как должны развиваться отношения США и Китая. «Диалог не может сразу решить все разногласия, но конфронтация немедленно навредит интересам обеих [стран]», — сказал Ванг, согласно государственному агентству новостей Синьхуа.
Вскоре после этого, Министерство финансов направило электронное письмо репортерам, в котором сообщалось, что США отменили пресс-конференцию, запланированную на конец дня, когда Мнучин и Росс должны были обсудить итоги встречи, от которой они ожидали конкретных обязательств Китая.
Департамент казначейства позже отправил уведомление о том, что Китай также отменил свой брифинг для СМИ. Хотя конфронтация с Китаем из-за дефицита торгового баланса хорошо отразится на политической роли Америки, но это не очень хорошая стратегия для прогресса в отношениях с китайскими лидерами, которые также находятся под политическим давлением дома, сказал Дэвид Левингер, управляющий директор суверенных исследований развивающихся рынков в TCW Group Inc.
США добились успеха, объединившись с экономическими реформаторами, которые будут сопротивляться «мощным обоснованным интересам» в Китае, выступающем против открытия своей экономики, — сказал Левингер, который играл ведущую роль в экономических переговорах с китайцами в качестве старшего координатора Казначейства по делам Китая в администрации Обамы. «В некотором смысле стратегия Тедди Рузвельта — мягких речей и дубины — эффективна с Китаем, но в случае с администрацией, они делают много громких заявлений, но без последующих действий», — сказал он.