Существует немало способов оценить работу Трампа полгода спустя. Но меня поразили упущенные возможности. Во время кампании было ясно, что у Дональда Трампа множество недостатков, он столкнулся с реальными проблемами, стоящими перед Соединенными Штатами, и глубоким разочарованием в политической системе. К тому же он поддерживал и высказывал — иногда непоследовательно — популизм, выходящий далеко за рамки различий правых и левых. Как бы все выглядело, если бы Трамп управлял в прагматичной манере реформатора, ориентированного на создание рабочих мест и «забытых» американцев, о чем он постоянно твердит?
Существует стандартный пример в помощь нашему воображению. После выборов Трампа маленькая группа протрамповских интеллектуалов (и левых, и правых) объединилась для создания журнала American Affairs, обещавшего «обсуждение новой политики, которая выходит за рамки обычных догм». Это — лучший способ артикуляции идеологии, сделавшей Трампа президентом. Журнал вызвал такой интерес, что второй номер был посвящен редакционной политике издания.
Излишне говорить, что это не программа Трампа. Но читая эти разумные идеи, возникает вопрос: а почему бы и нет? Предложенное помогло бы «забытым» людям, которые привели Трампа к власти.
На данный момент проявились две главные черты президентства Трампа. Первая: его победа — далеко не прорыв популизма, она стала результатом вполне традиционной республиканской повестки — отмена Obamacare, ослабление реформы Уолл-стрит и защита потребителей Додда-Франка, снижение налогов, дерегуляция производства. Слабый план Трампа по инфраструктуре — это не более чем налоговые льготы для частных инвесторов. Единственное настоящее отличие от республиканских традиций появилось во внешней политике, где Трамп осуществляет очень странную и непостоянную политику, на которую, видимо, его вдохновили собственные желания и раздражающие его вещи — запрет на въезд, требование платы с союзников, поддержка самодержцев, льстящих ему и его семье.
Вторая определяющая черта администрации Трампа — некомпетентность. Как многие отмечали, если бы Трамп решил начать каденцию с крупного инфраструктурного законопроекта, у демократов были бы связаны руки. Им пришлось бы его поддержать, даже если бы это вызвало недовольство руководителей партии. Вместо этого Трамп выбрал здравоохранение — сложную проблему, которая однозначно сплотила бы оппозицию и разделила республиканцев. Но сделать получилось очень мало. Obamacare никто не отменил, денег на стену на границе никто не выделил, НАФТА все еще на месте, законопроекта по налогам нет, как и договоренности о повышении верхнего порога госдолга. Даже в вопросе дерегуляции, где у президента очень широкие полномочия, удалось мало чего достичь. Многие действия Трампа заключались в «пересмотре» различных мер. Как рассказал мне один из эко-активистов, дабы поднять настроение своим коллегам, слова Трампа, к счастью, редко заканчиваются успешными действиями.
Трамп мог бы быстро пересмотреть американскую политику. Он различал голоса, которые не слушали другие, понимал, что хотели услышать эти люди и проговаривал эти вещи. Но когда пришло время действовать, оказалось, что у него нет ни серьезных идей, ни политики, ни желания их искать. Он просто хотел быть президентом, встречаться с мировыми лидерами, делать фотографии из Овального кабинета, летать на борту №1, отдав политику в руки спикера и вице-президента. Так что пока Трамп выглядит гораздо менее революционным, чем ожидалось: стандартным республиканцем из крупного бизнеса, хотя и некомпетентным, и завернутым в популистскую обертку.