В России культ Сталина еще не изжил себя окончательно. Напротив, он превратился в доходный бизнес. Гуляя по Старому Арбату, одной из главных центральных улиц Москвы, достаточно зайти в любую сувенирную лавку, чтобы купить там футболку или кружку с изображением усатой физиономии кровавого советского диктатора. Однако предметы, воспевающие Сталина, можно купить также и в киосках, расположенных в многочисленных подземных переходах российской столицы, в интернете и даже в некоторых магазинах московских аэропортов, где они конкурируют с продукцией с изображением Путина.
Подстаканники, плитки шоколада, наручные часы, чехлы для мобильных телефонов, коробки спичек, сигареты — где только не увидишь портрет «отца всех народов». Причина проста — его хорошо берут. Не только туристы, но и ностальгирующие по СССР.
Бизнес
Кропотливо вылепленная физиономия грузина, ответственного за смерть нескольких миллионов человек, буквально смотрит с рукоятки ножа, который можно приобрести в интернете за 5 тысяч рублей. Но для почитателей Сталина в продаже имеется множество продуктов по гораздо более доступным ценам. Кружка с изображением диктатора в форме генералиссимуса стоит 500 рублей: «Не культ личности, а высокая популярность», — читаем под портретом. За картину «масло, холст» китайского производства придется потратить 3 или 4 тысячи рублей. А в сувенирных магазинах, похоже, большим спросом пользуются матрешки, чья первая кукла, которая сразу же бросается в глаза покупателям, представляет как раз Сталина. А вот уже чтобы обнаружить всяких Путиных, Ельциных, Горбачевых, матрешку придется разобрать. Тут можно уложиться и в тысячу рублей.
Но верхнюю строчку популярности в рейтинге продаж занимают все же футболки: не такая уж редкость столкнуться на улицах Москвы с человеком, который с гордостью ее носит. Над портретом Сталина напечатаны самые разные и безумные лозунги: «Возвращайся, сегодня ты нам нужен как никогда», или еще: «Нужно работать, а не митинговать». На другой футболке изображена карта Северной Америки без Соединенных Штатов: на их месте красуется фраза «Пролив имени Сталина».
Популярная торговая марка
Историческая память о том, кого поэт Мандельштам назвал «кремлевским горцем» не помешала, впрочем, наиболее зажиточным людям купить себе роскошные апартаменты в жилом комплексе «Ближняя дача», расположенном к западу от российской столицы: здесь недалеко Сталину принадлежал дом, всем известный именно под названием «ближняя дача», то есть находящаяся близко к Москве. «Для продаж важно, чтобы у торговой марки был сильный образ, неважно, положительный он или отрицательный», — объяснил газете «Коммерсант» директор одной московской рекламной компании.
Рука Владимира
Спустя 60 лет после хрущевской десталинизации, несмотря на жесточайшие репрессии и страшные преступления, в России у «Кобы» до сих пор есть сторонники. В первую очередь, это старые коммунисты, до сих пор ставящие в его честь памятники. Как следует из опроса населения, проведенного исследовательской организацией Левада-центр, опубликованного в феврале 2017 года 46% россиян относятся к нему «с уважением, симпатией и восхищением».
Огромная ответственность за это лежит непосредственно на Владимире Путине, который часто проявлял неоднозначное отношение к Сталину: если, с одной стороны, он дистанцируется от человека, устроившего красный террор в России, то, с другой, превозносит его за то, что он превратил СССР в великую державу. Все это вписывается в идеализированную картину российской истории, отраженную также в школьных учебниках.