О президенте или хорошо, или никак. Так наиболее популярные телеканалы освещают деятельность главы государства. Что это? Цензура, самоцензура или политические договоренности владельцев?
Петр Порошенко обратился к правительству. Петр Порошенко заявил. Петр Порошенко выразил соболезнования. Так в теленовостях показывают работу президента. То есть «он работает». А вся критика достается правительству, парламенту и правоохранительным органам, которые тоже работают, однако, судя по новостям, не так хорошо, как президент.
Месяц назад вместе с одним из мониторинговых агентств и журналом «Новое время» я проанализировала содержание итоговых выпусков теленовостей на четырех каналах, являющихся лидерами телевизионного рынка. Мы обращались и читали сюжеты за период с сентября 2016 по май 2017 года. Владельцы этих каналов — украинские бизнесмены Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин. Наш анализ показал, что за этот период президента упоминали в итоговых новостях их телеканалов более 450 раз.
И только 27 высказываний намекают на негатив. Наши расчеты показывают, что в эфирах не более 6% критических высказываний о Порошенко. На центральных каналах стараются избегать любых оценок деятельности президента, даже если для этого есть информационный повод. Например, три года пребывания у власти. В новостях просто не заметили эту дату.
Носителями того маленького процента критики, как правило, становятся не ведущие или репортеры, а политики, которых приглашают в телестудии. Их высказывания в прямом эфире невозможно проконтролировать. Так, Юлия Тимошенко в марте, давая интервью «1 + 1», сказала, что «Оппозиционный блок» и президент сегодня — одно целое. А экс-глава СБУ Валентин Наливайченко в декабре прошлого года на «Интере» заявил, что коррупция начинается у действующего президента в офисе. Но подобные высказывания — редкость. И речь идет не о цензуре, а скорее об особенностях медиабизнеса на Украине.
Не секрет, что президент очень болезненно воспринимает критику в свой адрес и активно интересуется, что о нем показывают и пишут. «Украинская правда» отмечала в одной из публикаций, что президент несколько раз в неделю встречается со своими медиасоветниками.
Зная о чувствительном отношении президента к критике, владельцы телеканалов, то есть олигархи, не хотят портить отношения с главой государства. Ведь на Украине у них работает бизнес, и лучше не ссориться с президентом. Тем более, что телеканалы никогда не были основным активом в бизнес империях наших богачей. Это, как правило, дотационный бизнес, который добавляет политического веса. Конечно, владельцы телеканалов лично не следят за каждым выпуском новостей и каждым сюжетом о президенте. Для этого есть менеджмент канала, у которого есть общее и простое понимание, что президента и его семью лучше не трогать.
В эфире программы «Левый берег» с Соней Кошкиной министр внутренних дел Арсен Аваков жаловался, что «Интер» критикует исключительно «Народный фронт» и не трогает соратников президента.
Интересно, но теплая телеванна для Порошенко действует только на топ-5 телеканалах. На других телевизионных кнопках много критической информации о президенте. На Украине существуют мощные телевизионные программы журналистских расследований, где рассказывают и о вилле Порошенко в Испании, и о его офшорах. На информационных же телеканалах приглашают в студии представителей всех партий, групп влияния и экспертов, которые тоже не ограничивают себя в собственных высказываниях в прямом эфире.
Например, даже на 5 канале, который принадлежит Порошенко, несколько лет назад в прямом эфире я рассказывала о негативном влиянии его друга — нардепа БПП Игоря Кононенко — на государственные предприятия Украины. Да и сейчас в этом блоге я, не боясь, критикую президента.
Даже если договориться с владельцами самых рейтинговых каналов о «ненападении», полностью контролировать информацию на Украине, к счастью, уже невозможно. Зритель, при желании, все равно найдет информацию. Поэтому удивляет, почему крупные телеканалы так легко идут на уступки, ограничиваясь пакетом вроде «президент приехал», «президент сказал».
Я так понимаю, что Порошенко уже думает о своем втором сроке. И, возможно, его советники или он сам считают, что лояльность крупных телеканалов как-то поможет переизбраться. Но это вряд ли. Сейчас уровень доверия к президенту составляет всего 14%, несмотря на теплую телеванну. Картинка в телевизоре всегда проигрывает реальности. Поэтому советую президенту сосредоточиться, прежде всего, на реальных, а не телевизионных изменениях.