Появляется все больше подробностей относительно козырной карты России в области обеспечения контроля в Арктике: речь идет об атомных (так в тексте — прим. ред.) «боевых ледоколах» с лазерной установкой на борту. В дополнение к соответствующему размеру набору вооружений корабли класса «Иван Папанин» (его водоизмещение составляет 8,5 тысяч тонн) будут иметь на своем борту мощные лазеры, способные разрезать лед — и, возможно, уничтожать врагов. Они пополнят уже существующий российский ледокольный флот, в состав которого входят 40 кораблей. У Соединенных Штатов в настоящее время имеется всего два ледокола, хотя Соединенные Штаты, Канада и другие страны фокусируют свое внимание на Арктике, где тающий лед может открыть доступ к новым месторождениям полезных ископаемых, а также к новым коммерческим морским торговым путям.
По данным российского новостного веб-сайта Sputnik News, первый из ледоколов этой серии был заложен в апреле нынешнего года. «Этот многофункциональное судно задумано как боевой корабль «все в одном» — как ледокол и буксир. Его длина составляет 110 метров, он способен развивать скорость в 16 узлов, а дальность его плавания составляет 6 тысяч морских миль.
Корабли класса «Иван Папанин» (они известны также под обозначением Проект 23550), будут оснащены «модульной платформой для вооружений». Об этом сообщил корреспонденту портала Jane 360 один источник в российской оборонной промышленности. Веб-сайт Sputnik News приводит слова российского аналитика, который считает, что «в дополнение к радиоэлектронному оборудованию и сверхпрочной носовой части, ледоколы Проекта 23550 будут способны нести на своем борту ракетное вооружение… Пусковые контейнеры с крылатыми ракетами „Калибр-НК" могут вполне комфортно разместиться на этом корабле за вертолетной площадкой. В общей сложности на его борту можно установить восемь таких комплексов».
Тот же аналитик говорит об интригующей возможности — ледокол класса «Иван Папанин» может «высвободить вторгшееся судно из ледового плена и отбуксировать его» в другое место. Это говорит о том, что российские ледоколы не обязательно будут топить корабли, незаконно вторгшиеся в российские территориальные воды, и если эти суда застрянут во льдах, то ледоколы просто отбуксируют злополучных нарушителей в один из российских портов, где их команды предстанут перед судом.
И теперь настала очередь поговорить о лазерах. «Позднее в этом году ученые на борту дизельного ледокола „Диксон", действующего в Белом море, начнут испытание 30-киловаттного лазера, специально разработанного для облегчения передвижения кораблей в арктическом регионе, — подчеркивается в статье, опубликованной на веб-сайте Sputnik News. — В этом эксперименте примут участие эксперты расположенного в Москве Национального центра лазерных систем и комплексов „Астрофизика" совместно со специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института Санкт-Петербурга».
Один российских физиков в своем интервью сообщил, что новый лазер предназначен, скорее, для разрушения льда, а не для использования в качестве оружия. «Речь идет о том, чтобы облегчить, насколько возможно, навигацию в северном регионе. Кроме того, необходимо эмпирически проверить произведенные расчеты, создать систему, измерить уровень потребления энергии, а также зафиксировать многие другие параметры. Для первого этапа этого достаточно».
Интересным будет следующий этап испытаний. Соединенные Штаты, работая 15 лет назад над размещавшейся на борту самолета Boeing 747 установкой YAL-1, пришли к выводу о том, что у этого противоракетного лазера с химической энергетической установкой оказался большой аппетит по части потребления электроэнергии. Однако это не останавливает русских от разработки 200-киловаттного лазера для своих ледоколов (для сравнения: американские сухопутные войска недавно получили в свое распоряжение установленный на грузовике лазер мощностью всего 60 киловатт).
Лазер, способный разрезать лед толщиной в два метра, будет столь же эффективен при его использовании против ракет и беспилотников, а также, возможно, против других кораблей. Однако в данном случае важны не сами лазеры. Важным представляется то внимание, которое Россия уделяет ведению боевых действий в Арктике с использованием всего арсенала вооружений — от боевых ледоколов до специальных особо прочных зенитных ракет. Это больше того, что делают Соединенные Штаты, и больше того, что может себе позволить такая небольшая, но обладающая опытом работы в Арктике страна как Канада.
Россия проявляет последовательность в подготовке к войнам будущего — в 1930 годы она разрабатывала теорию ведения военных действий с использованием механизированных частей, а сегодня ее внимание сосредоточено на гибридной войне. Знает ли Москва что-то такое об Арктике, что остается неизвестным для Америки?