В каждом сербском доме (даже в нескольких экземплярах) были «Рэмбо», «Терминатор», Мадонна. Там с домашними пьют кока-колу, а вот «Братья Карамазовы», «Анна Каренина» и «Сибирский цирюльник» намного реже «заглядывают» в дома Сербии. Также мало тех, кто говорит «На здоровье», выпивая водку.
Возможно, поэтому режиссер Эмир Кустурица заявил, что важно популяризировать русскую культуру в Сербии, поскольку она лежит в основе славянской культуры, имея в виду русских писателей, русскую музыку и русский кинематограф.
Это крайне важно, как подчеркнул Кустурица, потому что процесс американизации почти завершен, а раз так, нужно открывать новую страницу.
Как по-русски будет «Макдональдс»
Влияние западной поп-культуры стало не более ограниченным, а лишь менее ощутимым. Так считает Александр Гаич из Института европейских исследований. Он также полагает, что американизация по-прежнему продолжается, но ее качество снижается, и она больше не привлекает людей, поскольку снижает интеллектуальный уровень и способствует инфантилизации публики.
Влияние поп-культуры из России, с другой стороны, существует, однако оно, по словам Гаича, не столь велико, как западное, прежде всего потому, что формировалось по западному образцу.
«Тенденция к усилению влияния русской культуры есть, хотя она слабее, чем в случае западных влияний. Я думаю, что Кустурица осознает необходимость найти некий баланс, чтобы Сербия стала более восприимчивой к культурному влиянию той страны, которая в духовном и культурном отношении нам ближе», — полагает Гаич.
По словам журналиста и переводчика Любинки Милинчич, Советский Союз был закрытой страной, в которую не проникала западная культура. Не было и «экспорта» советской культуры.
СССР не думал о своем имидже в мире, полагает Милинчич, в то время приоритеты Советского Союза и США различались.
Она подчеркивает, что люди за железным занавесом читали, писали, у них была своя музыка… Но все это не доходило до Запада. Американцы же все свое «экспортировали».
Самая западная русская сестра
С исторической точки зрения, по словам Александра Гаича, Сербия — часть восточного православного мира и относится к той же культурно-цивилизационной категории, что и Россия. И все же Сербия — страна на юго-востоке Европы, поэтому является самой западной частью этого восточного православного культурного ареала. В связи с этим Сербия подвергалась наиболее сильному западному воздействию.
Когда в 19 веке Сербия возрождала свою государственность, влияние России было намного сильнее, прежде всего в сфере церкви и церковной литературы, отмечает Гаич.
По мере дальнейшего развития сербского государства сохранялось влияние представителей русских официальных кругов и русского народничества, с которыми себя идентифицировали сербские политические движения, в основном радикалы в Сербском княжестве и королевстве.
В 20 веке, напоминает Гаич, исключительно сильным было влияние русской белой эмиграции, которая подняла культурный уровень в Королевстве Югославия. Если оценивать с точки зрения интенсивности, то, по словам Гаича, вероятно, наиболее важным было влияние русских эмигрантов в межвоенный период. Они повлияли даже на архитектуру. Король Александр предоставил убежище многим выдающимся интеллектуалам и профессорам.
После Второй мировой войны советское влияние, как говорит Гаич, носило идеологическо-пропагандистский характер. Но таким оно было лишь с 1945 года до резолюции Информбюро в 1948 году и раскола между Тито и Сталиным.
После этого Югославия открылась для влияния западной культуры, иименно в тот период американская поп-культура начала доминировать: сначала в Северной Америке и западной части Европы, а потом и во всем мире.
Ракеты — под замок, деньги — на фильмы
«С 50-х годов прошлого века у нас значительно усиливается влияние Запада и его поп-культуры, тогда как русско-советское влияние в период холодной войны сохранилось только в классической сфере, то есть, прежде всего, касалось классической литературы и немного науки, точнее, экспертных знаний», — констатирует Гаич.
Эта ситуация усугубилась после холодной войны, как добавляет Гаич, даже несмотря на санкции и войны 90-х годов. Западное и американское влияние в мире доминировало, в том числе благодаря мягкой силе американцев в виде поп-культуры.
«Она превратилась в пустую, формалистическую, шаблонную, и, что главное, эта поп-культура идеологизируется, представляя собой некую форму дешевой пропаганды, которая больше не находит отклика в умах и сердцах тех, кто по-разному „потребляет" подобный тип культуры. С другой стороны, с 2000-го года Россия, осознав роль мягкой силы и поп-культуры, начала системно продвигать их хотя бы на постсоветском пространстве», — утверждает Гаич.
Однако он видит проблему в том, что на самом деле в своей поп-культуре Россия повторяет те шаблоны, проверенные решения и способы выражения, которые зарекомендовали себя на Западе.
Только сейчас, говорит Любинка Милинчич, можно сказать, что Россия достигла определенного уровня, на котором уже может уделить внимание формированию своего имиджа в мире.
«Сейчас воюют, используя преимущественно не оружие, а влияние, которое распространяют с помощью культуры, а также СМИ. Раньше у русских, к сожалению, не было времени этим заниматься, а у американцев его было предостаточно, как и денег. У русских таких денег не было. Когда стоял выбор между созданием ракеты, которая защитит от потенциального нападения, и продвижением книги в мире, выбор всегда делался в пользу ракеты», — заключает Милинчич.