Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что думают католики и мусульмане через год после убийства отца Амеля

В прошлом году убийство отца Жака Амеля в его церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре двумя джихадистами разожгло страхи по поводу напряженности в отношениях французских мусульман и католиков. Год спустя борьба с влиянием радикального исламизма все еще остается абсолютным приоритетом для французов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Убийство отца Жака Амеля в его церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре стало настоящим шоком для населения и особенно католиков. Хотя высшие церковные круги и представители мусульманской веры совместно осудили варварство и призвали выступить с посланием мира, новый теракт с немалой символической значимостью разжег страхи насчет возможной ответной реакции со стороны католиков.

Убийство отца Жака Амеля в его церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре стало настоящим шоком для населения и особенно католиков. Хотя высшие церковные круги и представители мусульманской веры совместно осудили варварство и призвали выступить с посланием мира, новый теракт с немалой символической значимостью разжег страхи насчет межрелигиозной напряженности и возможной ответной реакции со стороны католиков.


Год спустя опрос Французского института общественного мнения (IFOP) по заказу агентства Nocom показал, что борьба с радикальным исламизмом представляет собой одну из главных тем, по которым французы ждут улучшения в ближайшие годы. 61% назвали ослабление влияния радикального исламизма абсолютным приоритетом. Исследование было проведено после вступления Эммануэля Макрона в должность, через несколько дней после нападения на Елисейских полях. Обстановка в тот момент была напряженной, однако мы в любом случае видим, что хотя ряд исследований говорят об относительном смягчении позиции по вопросу исламизма (по сравнению с ситуацией после теракта в Ницце или убийства отца Амеля), данная тематика отнюдь не исчезла из поля зрения французов и все еще насквозь пронизывает нашу страну.


По данным Pew Research Center, почти половина французов считают, что радикальный исламизм касается их. Это может означать угрозу или тревогу. То есть, этот вопрос по-прежнему вызывает опасения, хотя давление и несколько ослабло по отношению к прошлому году. Вокруг нас постоянно возникают события, которые вновь ставят его на первый план в потоке новостей (будь то теракт или ликвидация ячейки). Все это поддерживает шумовой фон, который может усиливаться или ослабевать в зависимости от момента.


1. Растущее недовольство исламом со стороны верующих католиков…


За последние годы целый ряд показателей говорили о набирающем силу неодобрении ислама, которое особенно ярко выражено среди верующих католиков. Это касается угрозы для идентичности нашей страны из-за присутствия мусульманской общины, а также влияния и заметности ислама во Франции. Все выглядит так, словно верующие католики, которые ощущают собственный демографический спад и свое положение в качестве меньшинства в современном французском обществе (это наглядно продемонстрировало принятие закона об однополых браках), сегодня все более болезненно воспринимают растущую заметность ислама в общественном пространстве. Они считают, что динамизм ислама делает его соперником католицизма, который утвердился в стране намного раньше, однако сейчас сдает позиции.


Будь-то жесткая реакция на рекомендацию Ассоциации мэров Франции не устанавливать рождественские ясли в мэриях ради соблюдения принципа светского государства или же успех запущенной Valeurs Actuelles петиции против превращения церквей в мечети (с таким неловким предложением выступил ректор Большой парижской мечети Далиль Бубакер: оно как раз таки служило символом ослабления католицизма по отношению к динамичному исламу), стоит отметить, что ощутимая часть католической Франции сразу же выражала свое мнение по таким связанным с идентичностью вопросам.  


В исследованиях общественного мнения просматривается множество признаков этого растущего недовольства с поляризацией позиций по поводу символов растущей заметности ислама.


В период с октября 2012 года по апрель прошлого года несогласие со строительством мечетей выразило большинство среди верующих католиков, причем их число увеличилось на 15% против 9% в среднем среди населения. Кроме того, неприятие ношения вуали или исламского платка в школе раньше было свойственно 54% верующих католиков (некоторые из них считали такой запрет отражением слишком жестких светских мер в школе, от которых в прошлом немало пострадали и сами католики), но сейчас речь идет о 67%. Иначе говоря, показатель вырос на 13% за четыре года, хотя остался на прежнем уровне среди населения в целом.


2… и неприятие мусульманских мигрантов


Тревога по поводу развития ислама и усиления террористической угрозы стали причиной сильнейшего замешательства, которое вызвал миграционный кризис у французских католиков. Так, проведенный в сентябре 2015 года опрос IFOP показал, что 58% верующих католиков поддерживали призыв папы о том, что каждый приход должен принять семью мигрантов. 31% были не согласны с ним, а 11% были к нему безразличны (стоит отметить, что подобное безразличие и тем более несогласие довольно редки для верующих, когда речь идет о слове папы). Тот факт, что мигранты были мусульманами, безусловно, повлек ща собой неготовность ряда католиков проявить христианское милосердие. Отметим, что несколько мэров от правых заявили, что готовы принять мигрантов в своих городах, но только в том случае, если они — христиане. Далее, в августе 2014 года после захвата Мосула «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая организация — прим.ред.) 76% верующих католиков были согласны принять во Франции восточных христиан, тогда как в сентябре 2015 года только 48% из них выразили готовность принять по большей части мусульманских мигрантов.


Причем такая неготовность к приему мигрантов среди католиков лишь усилилась, поскольку в марте 2016 года показатель упал до 38%, то есть на 10% за полгода при том, что общий спад среди населения составил всего 4%.


Изменить тенденцию смогла лишь поездка папы на Лесбос. После этого широко освещавшегося в СМИ визита поддержка приема мигрантов увеличилась на 4% среди населения и на 16% среди верующих католиков (с 38% до 54%). Символический жест папы Франциска, который привез с собой в Ватикан 12 мусульманских мигрантов, повлиял на верующих католиков, разрывавшихся между христианским милосердием и страхом перед терроризмом и развитием динамики ислама во Франции. Как бы то ни было, поступок Франциска практически не повлиял на тех, в ком вера ощутимо слабее (среди них поддержка возросла с 35% до 37%): милосердие явно не показалось им более важным, чем вопросы безопасности и идентичности.


Эта тревога католиков (особенно тех из них, кто менее восприимчив к посланию папы) отражается также в разных походах к восточным христианам и мигрантам в целом (подавляющее большинство из них — мусульмане). Так, неделю спустя после уже упомянутого исследования IFOP вновь задал тот же вопрос, но заменил «мигрантов» на «восточных христиан». Как мы уже видели летом 2014 года после падения Мосула (там проживало большое число христиан) и на пике миграционного кризиса в сентябре 2015 года, результаты оказались совершенно иными. За прием восточных христиан выступили 62% французов, что на 16% больше, чем сторонников размещения мигрантов в целом.