Если вы послушаете сегодняшнюю администрацию, то решите, что США — это маленькая, в сущности, беззащитная страна, которой угрожает свора злобных великих держав. В последнем кризисе национальной безопасности фигурирует огромная, охватывающая весь земной шар Северокорейская империя. Директор Национальной Разведки Дэниэл Коутс (Daniel Coats) заявил на NBC, что Северная Корея «стала потенциально существующей угрозой Соединенным Штатам». По всей вероятности, он уже видит, как танковые дивизии, авианосцы, авиаподразделения и ракеты с ядерными боеголовками под руководством Пхеньяна окружают осажденную страну.
На самом деле, заявление Коутса удивительно. В прошлом году ВВП США составил 19 триллионов долларов, что равно приблизительно 650 ВВП Северной Кореи. Ее доходы сопоставимы с доходами Портленда штата Мэн, Анкориджа на Аляске, Эль Пасо в Техасе или Лексингтона, Кентукки. Население Соединенных Штатов в 13 раз больше населения КНДР.
Военная сила США в разы превосходит вооруженные силы Северной Кореи, тратя на них в сто раз больше. Америка устанавливает технологические стандарты для всего мира, в то время как ресурсы Кореи отжили свой век. Имея в запасе новейший и самый технологичный ядерный арсенал и 1411 боеголовок (самое большое их число достигало 31 255 единиц около пятидесяти лет назад), Вашингтон мог бы вмиг превратить в пепел КНДР. Предполагается, что Пхеньян владеет двадцатью ядерными бомбами сомнительного качества.
Кто для кого представляет угрозу?
Коутс не единственный вашингтонский чиновник, готовый бежать из комнаты при упоминании Северной Кореи. В прошлом месяце министр обороны США Джим Мэттис (Jim Mattis) заявил Комитету Палаты представителей США по вооружённым силам, что Северная Корея — это «самая насущная и серьезная угроза» миру и безопасности планеты. Ядерная программа КНДР — это «явная и непосредственная опасность для всех», — добавил он.
Генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford), член Объединенного комитета начальников штабов США, предостерег Комитет, сказав, что действия Северной Кореи представляют собой «возрастающую угрозу для США и их союзников». Действительно, усовершенствование Пхеньяном ракет большой дальности «направлено в особенности на то, чтобы угрожать нашей Родине и союзникам по Тихоокеанскому региону».
Американцы, по-видимому, слушают. Недавний опрос CNN показал, что 37% опрошенных американцев уверены, что КНДР представляет «актуальную» военную угрозу США и 67% поддерживают отправку войск, чтобы защитить Южную Корею.
Ирония заключается в том, что последние результаты обусловлены предыдущим вызовом. Если Северная Корея представляет угрозу для Америки, то это потому, что Америка первая стала угрозой для Северной Кореи.
Разумеется, ничего хорошего о династии Ким, представленной уже третьим поколением, сказать нельзя. Власть грубо обращается со своим населением и пугает соседей. Большинство американцев с удовольствием бы отправили нынешних лидеров КНДР на свалку истории.
К сожалению, северокорейские элиты об этом знают. Не стоит забывать, что США вмешались, чтобы защитить Южную Корею, после вторжения КНДР в 1950 году и освободили бы весь полуостров, если бы в дело не влез Китай. Затем генерал Дуглас Макартур выступал за применение ядерного оружия (против как КНДР, так Китая — прим. перев.): эта угроза была использована пришедшей к власти администрацией Эйзенхауэра, чтобы заключить перемирие.
После достигнутых договоренностей, Соединенные Штаты с трудом подписали соглашение о перемирии с Южной Кореей (на самом деле, соглашение заключалось от имени ООН, просто подписывал его американский генерал Марк Уэйн Кларк; да и подписала его не Южная Корея, а Северная в лице главнокомандующего КНА Ким Ир Сена. Южная Корея подписать документ отказалась — прим. перев.). В течение последующих лет США разместили военный гарнизон на территории Южной Кореи и дополнительные базы, такие, как Окинава. Кроме этого, американское правительство ввезло на полуостров ядерное оружие, проводило совместные военные учения с Республикой Корея и отправило туда несколько единиц военно-морского флота, включая крейсеры-авианосцы, и стратегические бомбардировщики. США настояли, чтобы «все карты были на столе», имея в виду военные действия.
Как, возможно, и хотел Вашингтон, северокорейские чиновники заметили происходящее и не расценили как дружественные действия. Разумеется, Северная Корея была опасна, особенно при военной поддержке СССР и КНР. Но американские военные акции представляли явную угрозу режиму КНДР.
Опасность в лице США усугубилась к концу холодной войны, когда сначала Москва, а затем и Пекин установили дипломатические отношения с Сеулом. Современный Китай помогает Северной Корее держаться на плаву экономически, однако раньше он бы не поддержал ее в войне с США. КНДР по-настоящему одинока в борьбе против южного соседа с огромными ресурсами и поддержкой единственной в мире сверхдержавы. Очень одинока.
Ладно, если бы Вашингтон просто защищал своих союзников. Однако режим Кима видит, как Штаты беспорядочно вторгаются в страны по всему земному шару. Администрации США использовали военные силы, чтобы способствовать смене режима в Гренаде, Панаме, Афганистане, Ираке, Ливии и на Гаити. Правительство Ливии было настолько глупо, что избавилось от ядерных бомб и ракет, сделав страну уязвимой для интервенции извне. США также пытались захватить боевого командира в Сомали (имеется в виду полевой командир Мохаммед Фаррах Айдид, на которого объявили охоту во время Гражданской войны в Сомали в 1993 году — прим. перев.), вторглись, пытаясь предотвратить распад Боснии, раскололи Сербию и поддержали саудитов во время их вторжения в Йемен.
Если когда-нибудь и существовало государство-параноик с реальным врагом, то это Северная Корея.
Северокорейские чиновники указывают на эту реальность. Конечно, все, что говорит правительство КНДР, должно восприниматься скептически, но нет причин сомневаться в его обеспокоенности возможными военными акциями США. Когда я был в Северной Корее в прошлом месяце, чиновники отвергли критику их ядерной программы, отметив «недружественную политику» Соединенных Штатов и особо выделив военную и ядерную угрозы (последняя, по их мнению, существует еще с 50-х годов ХХ века).
Несомненно, одна из целей ядерной программы КНДР — защититься от такой угрозы. Ядерные бомбы имеют и другое применение: например, укрепить положение Пхеньяна на международной арене, усилить верность военных режиму и создать возможность для шантажа соседей. Однако у ракет дальнего действия только одна цель: удержать США от военного вторжения в страну.
Что касается разговоров о том, что Северная Корея угрожает «миру», то она никогда особого интереса к этому «миру» не проявляла. Династия Кимов потратила мало времени, пугая Россию, Европу, Африку, Южную Америку, Канаду, Ближний Восток или Юго-Восточную Азию. Северная Корея всегда держит под прицелом Южную Корею, Японию и сверхдержаву, маячащую за ними — США.
Жесткая риторика правящей династии отражает слабость, а не силу. Они хотят встретиться со своими девственницами в этом мире, а не в ином; никто из них намеренно ради веселья не совершил бы суицид. КНДР хочет избежать войны с США, а не вступать в нее.
Если бы США не были «вон там, за углом», самой безопасной политикой Северной Кореи было бы игнорирование Штатов. Создание оружия, которое может достать до Америки, обязательно бы привлекло внимание США, положив начало истерике, которая сегодня захлестнула Вашингтон. Например, Гавайи сегодня обсуждают меры гражданской обороны на случай ядерной атаки КНДР. Но при угрозе войны единственной надежной политикой Северной Кореи остается сдерживание, что означает хотя бы несколько американских городов в заложниках.
Естественно, жители Вашингтона не могут представить себе мир, в котором они не доминируют и не могут действовать безнаказанно. Однако Северная Корея делает то, чего не делают остальные потенциальные противники (Китай и Россия): она лишает США возможности использовать свои военные силы. Поскольку у Ким Чен Ына есть удобная и логичная возможность превратить парочку американских городов в «озеро огненное», будут ли США поддерживать так называемый «ядерный зонт», рискуя из-за Сеула Лос-Анжелесом? Развернется ли обычная война, пойдет ли Америка маршем на север, чтобы выставить Ким Чен Ына и компанию из Сеула, по мере приближения победы? Рискнут ли США вообще вмешаться в вооруженный конфликт, если КНДР почувствует, что может потерять свои и так ограниченные ядерные запасы?
Коутса волнует смутно существующая угроза со стороны Северной Кореи, но это лучше понимать как обычную и перманентную опасность бомбардировки КНДР, когда Штаты сочтут нужным. Северокорейский режим, может быть, и жесток, но он не желает войны. Напротив, он хочет убедиться, что США не начнут войну первыми.
Лучшим ответом для Вашингтона будет отказ от войны, которая ей не нужна. У Северной Кореи уже долго есть ресурсы, необходимые для собственной защиты. Несмотря на то что ее преимущества не так велики, как американские — экономика меньше в 40 раз, а население — в 2 — неспособность Южной Кореи защитить себя демонстрирует то, как Пентагон стал агентством международного благосостояния.
И поскольку у Южной Кореи возрастает желание разработать собственное ядерное оружие, Вашингтону нужно обдумать преимущества сворачивания «ядерного зонтика», чтобы при защите Сеула в зоне риска был Сеул, а не, скажем, Лос-Анжелес или другой американский мегаполис. Нераспространение ядерного оружия имеет смысл, но безопасность США важна больше.
Угрожает ли Северная Корея Америке? Только потому, что США почти семьдесят лет находятся «за дверью», готовясь к войне с КНДР. США должны изменить свою политику в Северо-Восточной Азии, чтобы защитить, прежде всего, самих себя.