Белый дом и весь официальный Вашингтон поглощены расследованиями вмешательства России в президентские выборы 2016 года. Между тем Пентагон испытывает серьезное беспокойство в связи с ростом военной мощи России.
Военные эксперты по всему миру будут пристально следить за ходом масштабных военных учений, которые пройдут в Белоруссии в середине сентября и для участия в которых Россия планирует перебросить туда почти 100 тысяч военнослужащих и новейшую военную технику.
По словам аналитиков, эти учения, получившие название «Запад-2017», станут самыми масштабными и сложными учениями боевых сил со времен окончания холодной войны.
Масштабы учений «Запад-2017» настораживают союзников США в Европе. Это военное мероприятие представляет большой интерес для Пентагона, поскольку оно должно пролить свет на те тактики и технологии, которые превращают армию России в сильного врага.
На прошлой неделе председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford) назвал Россию «самым способным государственным субъектом, с которым нам приходится иметь дело».
Учитывая, что Россия — это одна из многих угроз, которые беспокоят Пентагон, она, несомненно, является «самой боеспособной», как сказал Данфорд.
На нужды армии Россия тратит гораздо меньше средств, чем США. Ее преимущество заключается в том, что она использует свои силы нетрадиционным образом. «Они проводят кибероперации и другие нестандартные операции, — объяснил он. — Мы должны иметь возможность соперничать с ними».
Генерал Реймонд Томас (Raymond Thomas), начальник Главного управления войск специального назначения Министерства обороны США, отметил, что эти военные учения в Белоруссии очень сильно тревожат страны Восточной Европы, которые считают их лишь предлогом для того, чтобы переместить российские войска ближе к границам НАТО. «Больше всего беспокоит то, что они могут там остаться», — сказал Томас на форуме по безопасности в Аспене, который прошел на прошлой неделе.
«И это не паранойя», — подчеркнул он. Восточные европейцы боятся, что это всего лишь «повод для того, чтобы подобраться еще ближе и занять удобные позиции». Они боятся, что Россия может попытаться «отобрать часть территорий их стран, как она поступила на востоке Украины и в Крыму».
Военные специалисты считают, что в ходе этих учений Россия может продемонстрировать новые беспилотники и новую тактику их применения. Это стало больным вопросом для американской армии и для НАТО, после того как они были застигнуты врасплох инновационным применением российских беспилотников в качестве инструментов электронной войны в Сирии и на Украине. Это открыло им глаза на то, как враги США могут взять относительно простые технологии и превратить их в мощные орудия войны.
Российские беспилотные системы заявили о себе около шести лет назад. Россия считает, что с их помощью ей удастся сократить разрыв с силами НАТО, которые обладают качественным технологическим преимуществом. Успешное применение беспилотников российскими военными для подавления сигналов коммуникационных систем и спутников системы GPS удивило Запад, заставив американских военных заняться разработкой подобных технологий, а также методов противодействия электронным атакам России.
Некоммерческий аналитический центр CNA в Арлингтоне занимается изучением и анализом огромного количества данных, касающихся военного потенциала России. Эти исследования финансируются ВМС США и несколькими агентствами Министерства Обороны.
Аналитик CNA Сэмуэл Бендетт (Samuel Bendett) считает, что в скором времени Россия продемонстрирует существенные успехи в области беспилотных технологий.
По словам Бендетта, в ходе учений «Запад-2017» российские военные покажут, как они используют беспилотники для ведения наблюдения и сбора разведданных, а также тактику ведения электронной войны. Они также будут применять беспилотники для обнаружения сил противника. «Вероятнее всего, мы не увидим каких-то новых беспилотных самолетов, однако мы можем увидеть, как Россия эффективно использует те средства, которые есть в ее распоряжении, а именно небольшие беспилотники, оснащенные малыми поражающими средствами и малыми артиллерийскими орудиями».
Россия тщательно изучила то, как боевики «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.) использовали дешевые коммерческие беспилотники в качестве систем доставки оружия. По словам Бендетта, на появившихся недавно рекламных видео, снятых на российских испытательных полигонах, видно, как небольшие беспилотники сбрасывают бомбы по целям. «Мы также можем стать свидетелями того, как Россия выполняет свои обещания начать отправлять на выполнение заданий сразу группы беспилотных самолетов, и как беспилотная наземная техника и небольшие дроны вместе проводят операции для поддержки наземных сил».
По словам Бендетта, подобно ИГИЛ, Россия видит в простых коммерческих технологиях «фактор повышения боеготовности». Он добавил, что число беспилотников, которыми обладает Россия, выросло с 200 в 2011 году до более двух тысяч сегодня. Большинство из них — это беспилотники малого размера.
Бендетт подчеркнул, что США намного опережают Россию в области беспилотных технологий.
«Российская армия пока только начинает разрабатывать политику и получать государственную поддержку, которые действовали в США в течение нескольких десятилетий. Речь идет о военных лабораториях, сотрудничестве с частным сектором в формулировании потребностей и требований, щедро финансируемых исследованиях, механизмах развития и других факторах, которые обеспечивают быструю разработку и испытание новых систем».
Однако гонка в области беспилотных систем становится более напряженной теперь, когда Россия вместе с Китаем и Ираном продолжают добиваться значительных успехов в относительно короткие сроки. По словам Бендетта, наземная робототехника — это та область, в которой Россия добилась наибольших успехов по сравнению с Америкой.
За последние пять-шесть лет, по его словам, Россия создала весьма впечатляющих боевых роботов, которые в конечном итоге могут заменить традиционные бронемашины и танки. Идея заключается в том, чтобы одновременно использовать наземных роботов и малые беспилотники.
Аналитик CNA Майкл Кофман (Michael Kofman) утверждает, что Россия продолжает добиваться успехов в области технологий, несмотря на сокращение финансирования, вызванное падением цен на нефть. В этом году военный бюджет России был сокращен на 8%, и в ближайшие три года он уменьшится еще на 6%.
Военный бюджет России составляет около 3 триллионов рублей, что примерно равно 50 миллиардам долларов. Однако Кофман предупреждает о том, что попытки перевести эту сумму в доллары могут в определенном смысле сбивать с толку. Россия ничего не покупает за американские доллары, поэтому, по его словам, такие перерасчеты в соответствии с обменным курсом чрезмерно преуменьшают размеры российского военного бюджета.
В рублях Россия обладает весьма значительной покупательной способностью, как говорит Кофман, поэтому 3 триллиона рублей — это довольно много. «Я считаю, что военный бюджет России увеличится после 2019 года, и часть нынешних сокращений может быть пересмотрена в зависимости от колебаний цен на нефть».