В пятницу, 28 июля, высокопоставленный чиновник немецкого правительства выразил свое согласие с мнением президента Владимира Путина, который раскритиковал новый пакет санкций США, призванных наказать Россию за ее агрессию в различных регионах мира.
В пятницу, 28 июля, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) выдвинул предположение о том, что США используют законопроект о введении новых санкций в качестве инструмента для поддержки американских энергетических компаний, запрещая европейцам вести дела с их российскими конкурентами. В его комментариях нашла отражение ключевая составляющая позиции России, несмотря на то, что канцлер Германии Ангела Меркель является главным критиком Путина.
«Санкционная политика не является подходящим или уместным инструментом продвижения национальных интересов в области экспорта или же собственной энергетической отрасли», — заявил Габриэль.
Путин выступил со сходным обвинением после того, как Конгресс окончательно одобрил этот законопроект. «Это уже действия с отягчающими обстоятельствами и с особым цинизмом. Потому что это явная попытка использовать свои геополитические преимущества в конкурентной борьбе с целью обеспечить свои экономические интересы за счет своих союзников», — заявил Путин в четверг, 27 июля, во время своей поездки в Финляндию.
Это обвинение стало лишь одним из элементов российской защиты против санкций. Министерство иностранных дел России дополнило слова президента заявлением, в котором беспокойство США по поводу российской агрессии было названо фикцией.
«Хорошо известно, что Российская Федерация делала и делает все возможное, чтобы нормализовать двусторонние отношения, развивать связи и сотрудничество с США по важнейшим вопросам международной повестки дня, — говорится в заявлении МИД России. — Вместе с тем, Соединенные Штаты под абсолютно надуманным предлогом вмешательства России в их внутренние дела настойчиво проводят одну за другой грубые антироссийские акции».
Чиновники американских разведывательных агентств, работавшие при администрациях Обамы и Трампа, утверждают, что именно Россия несет ответственность за серию кибератак и утечек документов, которые были направлены против Хиллари Клинтон и Демократической партии. Обнародованные документы Агентства национальной безопасности также указывают на попытки взломать избирательные системы нескольких штатов, которые, однако, не привели к непосредственному вмешательству в процесс голосования в день выборов. Российские чиновники, как утверждает Госдепартамент, также пытались запугать американских дипломатов: в ходе одного из подобных инцидентов полицейский у здания посольства США в Москве даже напал на американского чиновника, пытавшегося попасть в здание.
«Слишком долго мы посылали Владимиру Путину сигнал о том, что Россия может вторгаться на территорию своих соседей, угрожать американским союзникам, усиливать интенсивность своих кибератак и вмешиваться в ход выборов в других государствах, не неся за это почти никакой ответственности, — заявил председатель комитета Сената по делам вооруженных сил Джон Маккейн (John McCain) в июне. — Если и пока Россия не заплатит за свои действия, эта дестабилизирующая активность будет продолжаться».
Новые санкции запрещают компаниям, которые ведут дела в США, участвовать в реализации энергетических проектов, в которых России принадлежит минимум треть акций. Самым значительным примером в данном случае является «Северный поток-2» — масштабный проект по строительству газопровода, который компания, принадлежащая российскому правительству, пытается построить на севере Европы.
Этот газопровод укрепит позиции России по отношению к Украине и Европе в целом, и в нем также принимают участие несколько крупных компаний из Германии и других стран западной Европы.
Американские конгрессмены предприняли ряд шагов, чтобы успокоить европейцев. В частности, в окончательную версию законопроекта они включили пункты, в которых говорится о возможности взаимодействия США и Европы в вопросе осуществления санкций.
«Крайне важно, чтобы мы стояли плечом к плечу с нашими европейскими союзниками в вопросе противодействия российской агрессии, — заявил председатель комитета Палаты представителей по международным делам Эд Ройс (Ed Royce) во время работы над этим законопроектом. — Именно поэтому в результате переговоров между двумя партиями, а также между Сенатом и Палатой представителей мы внесли важные изменения, которые позволят укрепить трансатлантическое сотрудничество».
Габриэль признал, что такие уступки действительно были сделаны, но добавил, что Германия намеревается занять жесткую позицию в вопросе защиты российско-немецкого сотрудничества в энергетической сфере.
«Хорошо, что Конгресс закрепил в тексте законопроекта, что США необходимо будет проводить консультации с их европейскими партнерами, прежде чем предпринимать какие-либо меры, — заявил он. — Но наша позиция заключается в том, что мы не потерпим экстерриториального использования санкций США против европейских компаний».