Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пересекаются ли интересы Сербии и России? Или все же стоит следовать тому пути, который нам наметил Запад? Многочисленные, но так ни к чему и не приведшие заявления о том, что Сербия должна получить от России шесть самолетов МиГ-29, а также 30 танков Т-72, стали поводом для спекуляций о том, каковы в действительности отношения, связывающие сегодня Москву и Белград.

Пересекаются ли интересы Сербии и России? Или все же стоит следовать тому пути, который нам наметил Запад, где нас ожидают дилеммы из-за статуса Косово, членства в НАТО и отказа от сотрудничества с Россией?


Многочисленные, но так ни к чему и не приведшие заявления о том, что Сербия должна получить от России шесть самолетов МиГ-29, а также 30 танков Т-72, стали поводом для спекуляций о том, каковы в действительности отношения, связывающие сегодня Москву и Белград. Преобладает ли в них искренность, дружественность? Какими интересами руководствуется Россия, заявляя о желании выстраивать с Сербией отношения «стратегического партнерства», о котором представители Кремля заявляют всякий раз, когда посещают нашу страну? Позволяют ли эти отношения вообще в полной мере развивать потенциал нашего сотрудничества, который обусловлен геополитическим положением Сербии, зажатой между первой и второй линией обороны «евроатлантической империи»? Ведь она уже не столь монолитна и крепка, как когда-то была? Стоит учесть, что за последние 17 лет Сербия взяла на себя ряд обязательств по отношению к Западу, следуя по европейскому пути, и это связывает ей руки во многих областях сотрудничества с другими центрами мировой власти. Разумеется, ответить однозначно и совершенно определенно на эти вопросы невозможно, тем более что многие из них глубоко затрагивают сферу тайной дипломатии, а также ближайшего и отдаленного будущего, где ни один из факторов не зависит исключительно от Сербии или России. Ничто не зависит исключительно даже от Запада, потому что его тоже уже нельзя считать целостным субъектом.


Огромный взрывной потенциал


На фоне всего этого поведение официального Белграда — точнее, президента Александра Вучича, которого многие как на Западе, так и на Востоке подозревают в тяготении к одной из сторон — загадочно. В меньшинстве — те (с обеих сторон), кто поддерживает его в политике неприсоединения ни к одному из противоборствующих мировых лагерей. Сербское положение отягощает конфронтация Москвы и Вашингтона, которая усложняет жизнь всем в Европе, а особенно Сербии. США все настойчивее требуют от Сербии, чтобы она «определилась», то есть вступила в НАТО, признала независимость Косово и присоединилась к политике наказания России. Эти вопросы обладают огромным взрывным потенциалом, если учесть, что большинство граждан совершенно не поддерживают эти требования. Ответственная политика, которая направлена на мир и стабильность, просто не может учитывать эти требования. Особенно это касается той политики, с которой хотят оставаться у власти.


Сценарий дестабилизации, известный по Черногории и Македонии — странам, которые пошли наперекор требованиям Америки — это предостережение для властей в Белграде, которые как раз благодаря комбинации балансирования и укрепления сил страны добиваются в целом позитивных результатов. Нельзя забывать о том, что выбор евроатлантического вектора небольшими игроками вроде Скопье и Подгорицы имеет ощутимое геополитическое значение только в отношении центрального государства региона, то есть Сербии. Их используют для того, чтобы призвать Сербию к дисциплине и заставить изменить внешнеполитическую ориентацию. Нужно быть реалистами и констатировать, что геополитический контекст и окружение Сербии дают немало оснований для беспокойства и заставляют задуматься, что делать дальше.


Военная и экономическо-политическая перспектива


В подобных обстоятельствах нам поступает предложение от России, которое сейчас можно разделить на два наиболее явных сегмента. Первый касается повышения обороноспособности Сербии с помощью поставок современной военной авиации, бронетехники и, как недавно заявила официальная Москва, мощных зенитно-ракетных комплексов дальнего действия С-300, а также чрезвычайно впечатляющих «Буков». Кроме того, Россия готова поставить ряд других малых и больших оборонных систем и технологий, которых нет у нашей страны и у наших соседей-членов НАТО. Вторую часть предложения можно охарактеризовать как экономико-политическую. Речь — о том, что Россия не только продолжит защищать Сербию в ключевых вопросах, в которых наша позиция существенно отличается от западной, но и будет способствовать укреплению сербской экономики и инфраструктуры. В этой связи прямая российская финансовая помощь, которая при определенных условиях может быть большой, будет зависеть от степени политического и военного сближения Москвы и Белграда. Таким же образом координированный приход России и Китая в Сербию может открыть — и уже открывает — новые и весьма большие экономические перспективы.


Конечно, на Западе все это прекрасно понимают и пытаются всеми силами предотвратить. Каждый доллар, рубль и юань, который поступает в Сербию с Востока, на Западе считают «токсичным», в особенности если деньги идут из России. Именно поэтому при Борисе Тадиче Белград не осмеливался принять подобный пакет поддержки от Москвы. В те времена отношения России и Запада еще не обострились настолько, как сегодня. Но даже в таких условиях Сербия не решалась пойти по пути большей внешнеполитической независимости, которая вне всяких сомнений обеспечила бы превосходные экономические результаты. Этим, в частности, можно объяснить и крах политики Тадича. На Западе его не воспринимали как серьезный политический фактор, а с Востоком ему почти не о чем было разговаривать.


Сейчас обстоятельства изменились. Александр Вучич проявляет большую готовность найти варианты решения вопросов, интересующих Запад, но при этом требует большего для Сербии — в частности, формирования более глубоких и доверительных отношений с партнерами из других регионов мира. Эта политика может раздражать Вашингтон и Брюссель и демонстрирует их недовольство. Но и они осознают, что эта политика — реальность, которую им не так легко изменить. Доказательством тому является заметный прогресс в отношениях между Белградом и Берлином, нашедший выражение в обоюдном уважении президента Вучича и канцлера Ангелы Меркель. В пользу вышесказанного говорит и приглашение Вучича в Белый дом, где с ним встретился вице-президент Майк Пенс, и где у сербской стороны была возможность отстоять свою позицию. Однако все это также значит, что борьба за сербское политическое пространство продолжится и Вучич не станет той стороной, которая будет пользоваться всесторонней американской поддержкой.


С-300


Сейчас Москва опять активизировалась. Убедительные заверения в готовности отправить Белграду С-300, разумеется, следует воспринимать больше как политическое, нежели военное послание. Оно говорит о том, что Россия готова включиться в борьбу за Сербию. Поэтому мы продолжим балансировать во внешней политике, однако, по всей видимости, в еще более тяжелых условиях, чем сейчас. Американцы противятся тому, чтобы Сербы предоставили дипломатический статус российским сотрудникам гуманитарного центра в Нише, и надеются тем самым внести разлад в отношения Белграда и Москвы и помешать активизации военно-технического и экономического сотрудничества. Отчасти американцы правы, поскольку модель сотрудничества с Россией предполагает, что такие вопросы, как центр в Нише, не будут самыми важными на повестке дня. Если Белград не готов к подобным прорывам, то разговоры о сотрудничестве не станет форсировать и Россия. Тем временем давление со стороны США несколько ослабнет. И тем не менее это не даст Сербии гарантий на будущее, потому что в отношениях с Западом по-прежнему остается ряд нерешенных проблем. И их перечень часто может показаться бесконечным, потому что проблемы часто меняются.


Поэтому было бы ошибкой воспринимать поставку российских МиГов как преимущественно военный вопрос или измерять цену самолетов только экономическими параметрами. Часто злонамеренно акцентируют, что российские самолеты испорчены, что они буквально разваливаются и им необходим ремонт стоимостью 180 миллионов долларов. На самом деле им нужна серьезная и полномасштабная модернизация, которая также предполагает ремонт, а не «латание дыр», потому что самолеты не испорчены. Таким образом, речь идет о мощных и очень современных машинах, которые сегодня есть на вооружении лишь у некоторых стран мира. Экспертам хорошо известно, что Россия, как и США, не только продает важным союзникам современную технику на выгодных условиях, но даже готова передать ее безвозмездно. Если говорить о российских интересах в Европе и на Балканах, то независимая и сильная Сербия вне НАТО имеет для Москвы огромное значение. Поэтому Россия готова на большие вложения, и не только денежные.


Таким образом, мы подходим к весьма парадоксальному вопросу: соответствует ли такая Сербия сербским интересам? Иными словами, пересекаются ли интересы Сербии и России, или все же стоит следовать тому пути, который нам наметил Запад, где нас ожидают дилеммы из-за статуса Косово, членства в НАТО и отказа от сотрудничества с Москвой. Ответы на этот вопрос не однозначны и не одноплановы, и в этом суть сербского балансирования. Не стоит его сравнивать с сидением на двух стульях, потому что на чужих стульях сидят вассалы и колонии. Сербия лишь прилагает усилия для возрождения собственной позиции, которая за последние десятилетия очень пострадала. Речь о позиции суверенной и сильной Сербии, которая встретит много противников как внутри себя, так и за границами. Поэтому призывы о том, что «мы должны выбрать сторону» и «не можем сидеть на двух стульях», не помогут нам сохранить стабильность и суверенитет. А МиГи помогут, и их появление будет означать, что Сербия переходит на более высокий уровень игры.