В административных зданиях Киева нет туалетной бумаги. Заранее учитывайте это, советуют местные жители, если собираетесь в налоговую инспекцию, администрацию или какую-нибудь другую государственную контору. Такое положение дел — лишь один из признаков царящей на Украине коррупции. Даже пустячные суммы, выделяемые на рулоны туалетной бумаги, уходят в карман непорядочных чиновников. Пациенты дополнительно платят врачам за оказываемые услуги; студенты подкупают профессоров, чтобы сдать экзамены; обычные граждане дают взятки налоговым инспекторам… хотя на самом деле многие вообще не заботятся о налогах, работая в обширной сфере теневой экономики.
Все это рассказывают мне два украинских журналиста, пока мы потягиваем напитки в удивительно дорогом киевском кафе. (Тамошние цены и есть признак той самой теневой экономики, где реальные доходы значительно превышают скудные зарплаты, указанные в официальных документах.) Один из журналистов — назовем его Михайло — мой гид. Он учил английский язык, слушая лекции Рейта по «Радио 4», и говорит отрывистым тоном дикторов Pathé. Михайло рассказывает скандальную историю о мелком чиновнике, у которого в подвале дома обнаружили настоящую сокровищницу с произведениями искусства, антиквариатом, ювелирными изделиями и чемоданами, битком набитыми деньгами. Чиновника не посадили. «К сожалению, 80 процентов наших судей коррумпированы».
Именно такая мрачная картина ожидала нового спецпредставителя Государственного департамента США по вопросам Украины. У администрации Обамы такого специального посланника не было, между тем назначенный на эту должность человек, Курт Фолькер (Kurt Volker), известен как недоброжелатель Москвы. Этот факт сам по себе можно считать неожиданным, учитывая ту риторику, которая доминирует сегодня в отношении Трампа и Кремля. Мы встречаемся в резиденции американского посла — элегантном особняке 19-го века в старой части Киева — и Фолькер сразу же опровергает заверения русских о том, что в украинском конфликте они — лишь сторонние наблюдатели.
«Даже российские официальные лица не могут сдержать улыбку, когда говорят об этом, — отмечает он. — Военное присутствие России на востоке Украины — это факт, что тут можно обсуждать? Это конфликт, в который Россия вовлечена самым непосредственным образом». И продолжает: «Россия допускает просчет. Кампания по захвату этой территории на самом деле идет не очень гладко. Она все больше поворачивает Украину к Западу — а это противоречит тому, чего хочет Россия». Фолькер только что вернулся с украинской линии фронта. «Это отнюдь не замороженный конфликт», — говорит он. Режим прекращения огня нарушается 1000-1500 раз в день, а количество жертв за прошлый год возросло на 65 процентов. «Человеческие потери огромны. За этот год было убито больше людей, чем в предыдущие два года. Это настоящая война».
Обама боролся за то, чтобы положить этой войне конец, и потерпел неудачу. Российская аннексия Крыма продолжается, а значит, продолжается нарушение договора и международного права. Что бы мог сделать иначе Трамп? Фолькер говорит о «большей настойчивости» в разрешении конфликта и попытках «наладить правильный стратегический диалог» с Москвой. Что существеннее, США при Трампе рассматривают шаг, который Обама никогда не предпринимал: предоставить украинцам вооружение. По словам Фолькера, эта возможность «активно изучается».
Один представитель Кремля, отвечая на эти замечания, сказал, что американское оружие усилит напряжение на линии фронта и отсрочит решение того, что он назвал «внутренним вопросом Украины». Расшифруем: в случае эскалации с вашей стороны ждите ее и с нашей тоже. Москва считает, что отстаивает на Украине жизненно важные интересы: мол, в ее руках судьбы миллионов этнических русских и безопасность самой Родины. В любом противопоставлении амбиций США и России в отношении Украины, безусловно, верх одержит Россия, говорю я Фолькеру. По слухам, Москва вывела к украинской границе самые крупные формирования танковых частей в Европе. Отправка оружия в Киев может положить начало тому, чему Москва положит конец.
«Я бы сказал, что вероятнее всего произойдет обратное, — отвечает он. — Если Украина находится в стратегически слабой позиции, а Россия — в стратегически сильной, это дает России возможность проводить вдоль линии конфликта всякого рода военные маневры. Это держит Украину в страхе. [Американское] оружие, которое позволит Украине защитить себя, к примеру, отразить наступление танков, на самом деле помогло бы нарушить эту тактику. Утверждать, что это будет провокацией для России или придаст смелости Украине, означает понимать все наоборот».
Если Соединенные Штаты действительно предоставят Украине оружие, значит ли это, что Трамп уступил контроль над российской политикой так называемым «взрослым»? Речь идет об отдельной группе в администрации, которая, как говорят, включает в себя госсекретаря Рекса Тиллерсона, министра обороны Джеймса Мэттиса и внешнеполитический истеблишмент и считает, что Россия проводит «активные мероприятия» на самых разных фронтах: начиная с Украины и заканчивая президентскими выборами в США. Как недавно заявил командующий США в Европе генерал Кертис Скапарротти: «Россия стремится подорвать эту международную систему и дискредитировать тех, кто создал ее на Западе».
Если верить Трампу, это отнюдь не соответствует его собственным убеждениям. Однако американские дипломаты понимают, что, когда президент лично встречался с Владимиром Путиным на саммите G20, он настаивал на необходимости восстановления украинской территории. Вопрос Украины является препятствием для отношений Соединенных Штатов и России, якобы сказал Трамп. На ум приходит теория заговора, согласно которой Америка совершала воздушные удары против сирийского правительства. За этим в значительной мере символическим актом последовало свертывание военной поддержки, которую Соединенные Штаты оказывали повстанцам, сражающимся с союзником Москвы, президентом Асадом. Что, если сейчас Трамп делает жесткие заявления, чтобы потом пойти на уступки?
Богдан Яременко, бывший украинский дипломат с большими связями, сказал, что Кремль, возможно, этих уступок и не добивается. По его словам, санкции на самом деле не причинили русским особого вреда, а конфликт с Западом только усилил поддержку президента внутри страны: «Русским нужен конфликт на Украине в качестве инструмента ведения переговоров с американцами и остальным миром».
Так что же намерен делать Трамп? Всегда есть подозрение, что он просто-напросто все выдумывает: от одного твита к другому. Тем не менее его политика в отношении Украины может свидетельствовать о том, что он является жертвой лживого заговора о его связях с Россией. Понимаемая буквально, эта политика, разумеется, не соответствует утверждениям о том, что Трамп — марионетка в руках Москвы. В этом случае мир на Украине вполне может зависеть от таинственных отношений Трампа с Владимиром Путиным.