В конце июля возникший между Турцией и Израилем острый дипломатический конфликт и визит министра регионального сотрудничества Израиля Цахи Анегби в Армению заставляют обратить более пристальное внимание на формирующиеся геополитические реалии в юге от Армении, в восточном регионе Ближнего Востока.
Их основная особенность состоит в том, что если раньше мы имели дело со стабильными и доверительными армяно-иранскими отношениями, развивающимися параллельно постоянно углубляющемуся израильско-азербайджанскому военному сотрудничеству, то сейчас друг нашего врага также протянул нам руку, предлагая сотрудничать по региональным вопросам.
Вместе с тем, старый друг Армении, Иран, в последнее время стал все интенсивнее проявлять свое желание углублять сотрудничество с Арменией, придать этим отношениям истинное стратегическое содержание.
Обе эти тенденции равномерно положительны для Армении. Первая из них обусловлена растущим недовольством Израиля Турцией, а вторая, Ирана — Азербайджаном.
Мотивом недовольства Израиля стали развития предшествующие и последовавшие за скандальным заявлением президента Турции Реджепа Эрдогана от 25-ого июля, которое наполнило чашу терпения израильтян. Дело в том, что после убийства двух израильских полицейских вблизи известной мечети Аль-Акса полиция Израиля с 14-ого июля ввела жесткие меры безопасности вокруг третье во своей величине святыни исламского мира.
Это было таким ударом для Израиля, что стратегический союзник Азербайджана должен был сразу перейти к делу и, конечно, первым делом наступить на «больные места» Турции, что и произошло во время визита Министра регионального сотрудничества Израиля Цахи Анегби в Ереван и посещения мемориала жертв геноцида армян Цицернакаберд.
Возникает вопрос — если Реджеп Эрдоган в очередной раз не возомнил бы себя султаном и не стал бы «пустословить», вспомнило бы руководство Израиля о необходимости дружить с армянами, и возникло бы у нее желание продавать Армении оружие?
Не будем забывать, что в прошлом году в дни апрельской войны единственным существенным преимуществом Азербайджана были беспилотники израильского производства, которые отняли много жизней армянских солдат. И когда полиция Израиля уже ограничила свои строгие меры безопасности вокруг Аль-Аксы, давая возможность мусульманам свободно использовать эту святыню, остается ли в силе протянутая Армении рука дружбы, или же Израиль вскоре забудет об этом?
А теперь обсудим вторую тенденцию, то есть стремление Тегерана как можно сильнее углубить армяно-иранское экономическое взаимодействие, на что были нацелены также последние решения парламента Ирана. В основе этого лежит не только недовольство Ирана политикой Азербайджана, но и стремление сделать Армению трамплином для углубления сотрудничества со странами Европы и ЕАЭС.
По части Азербайджана это недовольство в последнее время открыто было продемонстрировано в виде заявлений председателя Меджлиса Ирана Лариджани и пресс-секретаря МИД. В Иране обеспокоены перспективой вмешательства в карабахский конфликт третьих сторон и, в первую очередь, Израиля.
Израиль давно превратил Азербайджан в опорную точку разведывательных действий против Ирана, а в Тегеране это хорошо знают. Следовательно, очевидное недовольство Израиля Турцией, плюс тенденции углубления недовольства Ирана Азербайджаном, сформировали для Армении уравнение сразу с двумя неизвестными.
Первое — как сотрудничать с Израилем, чтобы не жаловался наш тысячекратно более надежный партнер — Иран?
Второе — как углублять сотрудничество с Ираном, доводя его до стратегического уровня, чтобы тем самым не вызывать недовольства Израиля и особенно России?
Это похоже на известный ребус с волком, овцой и сеном, которых необходимо поочередно переправить через реку: сначала нужно переправить барана, оставляя волка с травой, потом вернуться и отвезти волка, беря обратно овцу, чтобы та она не оставалась на берегу наедине с волком, а потом вместо нее переправить сено. Понятно, что в самом конце нужно возвращаться для перевозки оставшейся овцы.
Для улучшения отношений с Израилем необходимо иметь конкретную повестку, в которой не будет ни одной проблемы, которая затрагивала бы стратегические аспекты отношений Армении с Ираном. Это для Армении вопросы национальной безопасности, которые требуют еще большей самостоятельности, в том числе, в отношениях со стратегическим союзником — Россией. Потому что повышение уровня безопасности независимой Армении, со всеми составляющими, соответствует региональным приоритетам именно Ирана. Следовательно, понятно, почему отправившийся в краткосрочный отпуск президент Армении Серж Саргсян прервет свой отдых, чтобы присутствовать на церемонии инаугурации президента Ирана, которая состоится пятого августа в Тегеране.