31 июля в мировых СМИ появилось сообщение о том, что в знак протеста против решения Верховного суда России (от 17 июля) о признании религиозного течения «Свидетели Иеговы» экстремистской организацией основатель рок-группы «Ноль» (1986-1999) Федор Чистяков решил эмигрировать из России.
Уже на следующий день в интервью lenta.ru музыкант разъяснил свою позицию. Он сейчас находится в США, где заключил трудовой договор, а решение Верховного суда России для него означает, что время пребывания в России придется ограничить. После решения Верховного суда любое пожертвование общинам «Свидетелей Иеговы» или для их деятельности будет соответствовать формулировке статьи об уголовном наказании «финансирование экстремистских организаций». Федор Чистяков обещает в будущем посещать Россию только на время концертов и, находясь в России, не нарушать ее законы. Свою религиозную деятельность он намерен практиковать за пределами России.
Согласно решению Верховного суда России вся собственность общин «Свидетелей Иеговы» конфискуется в пользу государства, и легальная религиозная деятельность запрещена более 170 тысячам верующим соответствующего течения.
Представители христианских церквей в Латвии, России и других странах высказывают подозрения, что «Свидетели Иеговы» для привлечения новых членов общины используют и гипноз, и другие сомнительные методы, и как раз этим объясняются их успехи. Однако успехи различных нетрадиционных религиозных течений чаще всего связаны с тем, что ориентированные на религиозный фанатизм люди не находят подлинной веры в официальных церквях. Прежде всего, они переживают разочарование в священниках официальных христианских церквей, обнаруживая, что многие из них не верят в то, что проповедуют. Разочарование в официальной церкви лежит в основе стремления объединиться с теми, кто хочет соблюдать общие религиозные и нравственные требования. Быстрое распространение «Свидетелей Иеговы» в России, которое сейчас власти пытаются приостановить репрессивными методами, скорее всего, свидетельствует не о том, что это религиозное течение экстремистское, а о серьезном кризисе в структуре управления Русской православной церкви и ее тесном срастании с официальной властью, об отдалении иерархии этой церкви от того, что часть общества понимает, как подлинную веру.
Ограничения на вероисповедание у соседей традиционно были выгодой для нашей страны. Когда в 17-м веке часть православных России не приняла религиозные реформы, и начались преследования староверов, большое их количество переселилось на территорию Латвии. Именно предприимчивый дух российских староверов послужил одним из факторов, который в конце 19-го века помог Латвии стать наиболее развитой частью Российской империи.
В наши дни повторяется нечто подобное. Рига постепенно становится местом, где могут собраться те, кто в России лишен свободы слова или взглядов. Рига уже стала местом, где российские буддисты регулярно встречаются со своим духовным лидером Далай-ламой, чтобы изучать практику буддизма. Сильная сторона Латвии — толерантное отношение к приверженцам различных религиозных убеждений. И если Латвия продолжит быть страной, дающей убежище тем, кого преследуют за религиозные убеждения, мы продолжим заложенную еще в 17-м веке традицию толерантности.