Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тиллерсон правильно поступает, отказываясь проповедовать американские ценности

США должны понять, могут ли они пропагандировать демократию собственным примером

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Судя по последним утечкам данных из Госдепартамента, госсекретарь Рекс Тиллерсон не заинтересован в одной из традиционных миссий этого ведомства — то есть в распространении демократии за рубежом. Однако, возможно, приостановить эти попытки — вполне разумный шаг, особенно в такой, безусловно, неудобный момент для США?

Судя по последним утечкам данных из Госдепартамента, госсекретарь Рекс Тиллерсон  не заинтересован в одной из традиционных миссий этого ведомства — то есть в распространении демократии за рубежом. Однако, возможно, приостановить эти попытки — вполне разумный шаг, особенно в такой, безусловно, неудобный момент для США?


Джош Рогин (Josh Rogin) сообщает в Washington Post, что Госдепартамент собирается переформулировать свою декларацию миссии, убрав из нее слова о «формировании… справедливого и демократического мира». Politico пишет, что Тиллерсон не хочет задействовать 79,8 миллиона долларов, предназначенных при президенте Бараке Обаме на противодействие пропаганде России и «Исламского государства» (организация, запрещенная на территории РФ, — прим. перев.). В этом видна определенная система. Тиллерсон, намеренный сократить штаты своего ведомства, считает, что та часть его работы, которая связана с ведением переговоров, важнее, чем та часть, которая связана с мягкой силой. Он напрямую об этом говорил, предупреждая подчиненных, что излишнее увлечение пропагандой американских ценностей «всерьез мешает нам отстаивать наши интересы в области национальной безопасности и наши экономические интересы».


По понятным причинам, такой подход возмущает многих представителей старшего поколения. В происходящем видят отражение изоляционизма администрации Трампа, отсутствия у нее твердых принципов и даже ее пророссийской позиции (иначе почему бы Тиллерсон отказывался финансировать борьбу с российской пропагандой?). Однако на деле речь может идти всего лишь о естественной для бывшего бизнесмена неприязни к ненужным расходам.


Доклад «Мягкая сила: первая тридцатка», опубликованный в этом году лондонской компанией Portland, помещает США на третье место в мире по этому параметру — после Франции и Британии. В докладе отмечаются уникальные преимущества Америки: ее роль как глобального центра высшего образования, невероятная популярность ее культуры, ее мощь в области новых технологий. Однако он также объясняет, почему Франция сумела обогнать США. «Если американские власти продолжат следовать лозунгу "Америка превыше всего", прибегать к националистической риторике, обесценивать международные альянсы и отдавать приоритет жесткой силе, а не мягкой, это будет серьезно угрожать мягкой силе США», — говорится в докладе. Как показывают опросы Portland и Pew Research Center, при администрации Трампа международный имидж Соединенных Штатов заметно пострадал.


Среди прочего Portland рекомендует Тиллерсону не ослаблять пиар-функции Госдепартамента, так как это «уменьшит возможности Америки использовать имеющиеся у нее инструменты мягкой силы». Однако с учетом неоднозначного прошлого президента, его склонности искажать даже широко известные факты и его привычки менять взгляды, попытки администрации Трампа диктовать миру определенный набор ценностей, вероятно, будет выглядеть неубедительно.


Даже Обама — намного более традиционный мировой лидер — не слишком хорошо справлялся с использованием мягкой силы. Надежды на демократизацию арабского мира оказались обманчивыми, в Европе усилились популистские партии, а Россия выгнала со своей территории поддерживаемые США организации, взаимодействовавшие с гражданским обществом.


Судя по всему, у Соединенных Штатов всегда лучше получалось использовать мягкую силу с помощью частного сектора, а не через государственные каналы. Голливуд, музыкальная и технологическая индустрии, а также качественные и динамичные американские масс-медиа вызывают восхищение во всем мире. Их успех неотделим от американских ценностей — таких, как более широкая, чем в большинстве других стран, свобода слова, открытость для разнообразия, экономическая свобода, постоянный поиск нового. Американская культура насыщена подлинной энергией — каждый, кто бывал в США, наверняка чувствовал это в повседневной жизни. Может ли правительство как-то усилить это чувство? Вряд ли. Впрочем, администрация Трампа — как часть этой культуры — вполне способна внести свой вклад в пропаганду американских ценностей. Достаточно посмотреть, как упорно американские журналисты преследуют президента и его окружение. Стран, в которых возможна такая яркая и увлекательная конфронтация, очень мало.


Я вырос в Советском Союзе, в котором государственная пропаганда все время лезла в глаза и в уши. В результате я — как и мое окружение — тянулся к американским и европейским фильмам, книгам, журналам, музыке, одежде. Они не производились государством — и это только повышало их привлекательность. Советская пропагандистская машина потерпела поражение, не выдержав конкуренцию с западной частной инициативой.


Сейчас частный сектор по-прежнему продолжает с успехом противостоять российской государственной пропаганде. Телеканал RT, доводящий до американской аудитории точку зрения Кремля, даже не входит в рейтинг Нильсена (за включение в который он бы, безусловно, заплатил, если бы его смотрели многие). Дело в том, что на рынке господствуют негосударственные американские масс-медиа. А если некоторые из них и поддерживают позицию RT, то только потому, что она соответствует предрассудкам их аудитории. Как стал бы использовать Госдепартамент ассигнованные на борьбу с российской пропагандой миллионы долларов? Скорее всего, он потратил бы их на то, что и без него делают — причем намного лучше, чем он, — американские СМИ и общественные организации.


В прошлом году Майкл Лампкин (Michael Lumpkin), координатор безуспешно пытающегося получить деньги от Тиллерсона Центра глобального взаимодействия Госдепартамента, рассказал, как его организация борется с «Исламским государством». «Мы создали в Восточной Африке интернет-радиостанцию на кисуахили (суахили), на которой работают молодые ведущие и которая противодействует нарастающему в регионе валу пропаганды экстремизма и насилия, — заявил он. — В первую очередь, ее передачи адресованы местной молодежи из районов, в которых наиболее активно ведут вербовку воинствующие экстремисты». Между тем в Африке в секторе комьюнити-радио действуют множество игроков — от Фонда Билла и Мелинды Гейтс до ООН. При этом у всех у них есть одно преимущество перед американским правительством — они нейтральнее и полученное от них финансирование никто не может поставить радиостанциям в упрек.


Вместо того, чтобы тратить 80 миллионов долларов на пропагандистскую войну, в которую авторитарные режимы и террористические организации пытаются втянуть США, Америке стоит просто дать масс-медиа делать их работу. Налоговые льготы за расширение международной репортерской сети и за создание зарубежных версий изданий работают намного эффективнее прямых вложений в контрпропаганду — то есть, фактически, в ту же самую государственную пропаганду. Каждый африканский журналист с опытом сотрудничества с американской прессой стоит десятка государственных пиар-проектов. Ведь сайт, который такой человек однажды создаст, будет честно и убедительно насаждать демократические и гуманистические ценности.


У США лучше всего получается пропагандировать свои ценности стихийно, собственным примером. Единственная причина, по которой Россия и другие авторитарные режимы создают государственные машины пропаганды, заключается в том, что они так не умеют. На мой взгляд, отказываясь тратить на подражание им деньги американских налогоплательщиков, Тиллерсон демонстрирует понимание того, как работает американская мягкая сила. Пусть он заключает сделки, а американская пресса и гражданское общество пусть рассматривают эти сделки с точки зрения ценностей. Именно так должна работать американская система — и именно это привлекает в ней людей во всем мире.