Четыре ввезенных турбины Siemens не смогут обеспечить бесперебойное электроснабжение. Это подтвердил произошедший несколько дней назад масштабный сбой в электроснабжении в Крыму. Высокие температуры на континентальной части России привели к перенапряжению в сети, из-за чего было отрезано снабжение аннексированного полуострова через подводные кабели. При помощи четырех газовых турбин, которые Россия вопреки санкциям при помощи ухищрений поставила на Крым, будут оборудованы две строящихся электростанции, за счет чего планируется окончательно покрыть нехватку электроэнергии. Однако пока что непонятно, как быстро будет реализован этот план.
Siemens поставил турбины, полагая, что они предназначены для проекта электростанции на континентальной части России. В качестве реакции на эту ошибку мюнхенский концерн ограничил свою деятельность в России. Поставка оборудования для электростанции приостановлена государственным клиентам до тех пор, пока они не гарантируют Siemens, что оборудование останется именно на оговоренной в договоре территории. Кроме того, Siemens отказывается от миноритарного участия в российской компании, которая была причастна к контрабанде турбин в Крым и участвовала в их вводе в эксплуатацию.
То, что с турбинами Siemens могли начаться сложности, об этом Россия знала. В конце июля министерство энергетики объявило о строительстве еще одной электростанции на полуострове, на этот раз с мощностью от 100 до 120 МВт. Обе электростанции, на которых сейчас установлены турбины Siemens, имеют мощность в общей сложности 940 МВт. Они должны частично начать работу в первом полугодии 2018 года. Однако установка, запуск и обслуживание таких больших, технологически крайне сложных газовых турбин является настоящим вызовом. Требуются знания производителя — по крайней мере, тогда, когда оборудование должно работать эффективно и долго.
Понятно, что Siemens в этом случае не протянет руку Крыму. Однако небольшие газовые турбины, которые должны быть установлены на дополнительной электростанции, российские компании могут произвести самостоятельно. Знания о производстве больших турбин Россия после распада СССР утратила. В пучине 90-х годов из-за недостаточного государственного финансирования в электроснабжение не инвестировали. Производители не смогли идти в ногу с прогрессом.
Когда в начале XXI века поднялись цены на нефть, начали активно инвестировать в новые крупные электростанции, но предпочитали закупать турбины за границей. Только спустя большое количество времени и при больших затратах производителям удалось закрыть эту брешь. С той точки зрения решение операторов электростанций кажется понятным. Между тем, Россия работает над созданием собственных высокомощных турбин, но серийное производство пока не налажено.
После отключения энергоснабжения Крыма со стороны Украины, полуострову нужны новые большие электростанции. Угля на полуострове нет, газ есть, но он поступает по трубопроводу с континентальной части России. Необходимые газовые турбины производятся в России только совместным предприятием Siemens Gas Turbine Technologies под ведущей ролью Siemens при партнерстве с российской Power Machines. Там осуществляются основные работы по производству этих турбин, хотя комплектующие импортируются.
Импорт целых турбин попал под санкции против Крыма. Ирония заключается в том, что при помощи московского трюка с турбинами скомпрометированным оказалось именно то совместное предприятие, которое, вероятно, сделало больше всего для технологического трансфера при строительстве этого оборудования. Другие иностранные производители, такие как американский General Electric и японский Mitsubishi должны внимательно присмотреться к этому случаю.
Крупнейший российский производитель оборудования для электростанций Power Machines — миноритарный партнер с пакетом акций в размере 35 процентов под управлением магната Алексея Мордашева. Power Machines в то же время является крупнейшим российским производителем машиностроительной отрасли. Оборот компании в 2016 году вырос на 18 процентов до 1,2 миллиардов долларов, была зафиксирована небольшая прибыль и убытки в размере 64 миллионов долларов. У компании большие долги. Обозначенное агентством Moody's слабое финансовое положение в 2017 году, вероятно, еще больше ухудшится. И спрос на внутреннем рынке, на который ориентирована компания, также невысокий.
В действительности Россия завершила инвестиционный цикл по новому оборудованию. В предстоящие пять лет, по сообщениям СМИ, к сети будут подключены газовые турбины общей мощностью 6 ГВт, но оборудование практически все уже закуплено. В этой связи, как говорят операторы электростанций, приостановка поставок Siemens для них не имеет значения — кроме того, немцы продолжают проводить очень прибыльные для них работы по обслуживанию уже поставленного оборудования.
Маловероятно, что Siemens в качестве следующего шага совсем уйдет с российского рынка. В министерстве энергетики уже обсуждают планы модернизации старых электростанций, которая начнется в 2019 году и затронет 45 ГВт мощностей. Объем программы, по данным банка Renaissance Capital составит 24 миллиарда долларов. Захочет ли Siemens упустить кусок этого пирога, увидим. Однако от этого предостерегал министр иностранных дел Украины Павел Климкин, который, следует признать, предвзято относится к России. В статье для издания Die Welt он недавно посоветовал Siemens и другим компаниям отказаться от сотрудничества с российскими государственными компаниями и сформулировал это дипломатически: «Когда вы пожимаете им руку, пересчитывайте потом свои пальцы».