Когда американское политическое руководство владеет собой, оно, как правило, отказывается от намерения вовлечь нашу страну в украинские дела. Поэтому призывы вооружить Украину, звучавшие на этой неделе из уст законодателей и аналитиков, суть признак того, что скандальные известия о связях Трампа и России совершенно выбили из колеи наш политический класс.
Отправка оружия Киеву сегодня в такой же мере бессмысленна, как и два года назад. Возможно, вы помните, когда эта тема всплывала в последний раз. В 2015 году, опасаясь того, что поддерживаемый Западом государственный переворот навсегда вытолкнет Украину из российской сферы влияния, Владимир Путин пошел на риск, чтобы сохранить доступ Кремля к Черноморскому флоту, и аннексировал Крым. Вопреки распространенному мнению это была отнюдь не демонстрация Кремлем своей силы, но крайняя мера. По-настоящему сильная Россия могла бы удержать Киев под контролем и сохранить выход к Черному морю без помощи вооруженных сил. На самом деле в 2010 году Путин воспользовался собственной популярностью на Украине, а также дипломатическим могуществом России, чтобы помочь кандидату, которому он отдавал предпочтение — в высшей степени коррумпированному мошеннику Виктору Януковичу — одержать победу на президентских выборах.
Украина — глубоко разобщенная страна. Последние президентские выборы выявили серьезный конфликт между аграрным, украиноязычным севером и западом, с одной стороны, и русскоязычным югом и востоком — с другой. Как государству ей тоже особенно нечем похвастаться. Сменяющие друг друга правительства в Киеве оказались неэффективными и / или безнадежно коррумпированными. Даже поддерживаемый Западом Виктор Ющенко при роспуске парламента в 2007 году, похоже, незаконно прибрал к рукам украинский суд. Стабильной демократией Украину никак не назовешь.
К тому же многие русские считают, что история этой страны тесно переплетается с их собственной. Антикоммунистический диссидент Александр Солженицын отчасти подытожил отношение России к Украине, в 1990 году написав: «Это всё — придуманная недавно фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым нерусским языком».
Польша уступила Киев Петру I в 1690-е годы. Излишне говорить о том, что история взаимоотношений России и Украины по своей длительности не идет в сравнение с той, на которую претендуют Соединенные Штаты. Периодически поднимается тема членства Украины в НАТО, однако защищать Украину, которая к тому же мало чем способна содействовать альянсу, будет намного сложнее, чем другие страны, отчасти потому, что ее правительство находится в таком долгу перед российским государством.
И да, правительство Путина продолжает подстрекать к пророссийским беспорядкам и сепаратизму в Донецкой области. Однако предоставление Украине противотанкового оружия по существу не сдержит агрессию Москвы. Россия — это огромная сухопутная держава, в арсенале которой числится более 20 тысяч танков. За последние два десятилетия жестоких чеченских войн российское государство и российская общественность уже доказали свою готовность терять войска в битве. У России есть множество экономических рычагов влияния на Украину, тех, которым Запад не мог противопоставить ничего, кроме ныне немыслимых обязательств политической воли и наличных денег. Отправка оружия в Киев будет только лить воду на мельницу Путина, твердящего о западном вмешательстве, эта риторика доказала свою чрезвычайную эффективность в раскачке целевой аудитории: русскоязычные украинцы воспринимают США как соучастника в опровержении демократических результатов 2015 года, пусть защита этих результатов и состоит в том, что они обманом сделали их честными и справедливыми.
В конце концов, Украина находится на периферии интересов Соединенных Штатов и Западной Европы, пусть даже сегодня всем так нравится раздражать Россию. Отправка Украине оружия или предоставление ей своего рода членства в НАТО, возможно, и рассердит Россию, но это также создаст для США нового иждивенца. И может подвигнуть украинских националистов на какие-нибудь глупости вроде провокационных действий Михаила Саакашвили, который в 2007 году поставил Грузию под угрозу, полагая, что может рассчитывать на поддержку Запада.
Проучить Россию — явный приоритет для наших лидеров сегодня. Но вооружение Украины означало бы эскалацию напряженности именно там, где американское участие способно принести меньше всего пользы и не пользуется доверием. Найдутся и другие, лучшие, способы досадить Владимиру Путину. Следует взять их на вооружение.