Правительство Германии всеми силами пытается спасти дизельную технологию, на которой в значительной степени основана мощь немецкого автопрома. В последние годы против дизельных моторов развернулась всеобъемлющая кампания со стороны экологов и городских муниципалитетов, а также ряда стран Европы и Америки. Они обвиняют дизель в загрязнении окружающей среды и требуют срочного перехода на «чистые» гибридные и электрические моторы. Насколько это реалистично? На основные вопросы попытался дать ответы «дизельный саммит», который прошел в Берлине в начале августа под патронажем правительства ФРГ и лично Ангелы Меркель. Для Германии это вопрос не только вопрос экономический, но и политический, особенно в год выборов в Бундестаг. Автопром — системообразующая отрасль немецкой промышленности, в ней заняты 800 тысяч человек, на дорогах Германии насчитывается 12,35 млн дизельных авто, их владельцы — весомая часть электората.
В берлинском саммите приняли участие министры, представители земель и главы основных немецких автоконцернов — Daimler, Volkswagen, BMW, Porsche и Audi. Они констатировали, что дизельная технология, которой так гордилась Германия, находится под угрозой, продажи резко падают. Чтобы ответить на серьезные обвинения в загрязнении среды, они выработали ряд компромиссных мер, в первую очередь переоснащение дизельных автомобилей современной электронной системой, которая позволит резко уменьшить выхлопы СО2 и других вредных веществ, зачастую на 25-30%. Это поможет перевести на действующие европейские экостандарты автомобили с дизельными моторами класса «евро 6» и «евро 5». Все расходы по переоснащению, а это миллиарды евро, автоконцерны берут на себя. Кроме того, будут введены новые катализаторы и отменены государственные субсидии для дизельных автомобилей, что давало им преимущество перед бензиновыми моторами. Для контроля над вредными выбросами (оксидов углерода СО и оксидов азота NOх) будет создано независимое ведомство. Эти меры затронут 5,3 миллиона дизельных автомобилей в Германии, из них половина — марки Volkswagen. При этом было официально заявлено, что «Германия твердо намерена сохранить дизельную технологию».
Однако достаточно ли объявленных мер? Специалисты считают, что это — вынужденный компромисс, электронными гаджетами не обойтись, необходимо и дальше совершенствовать сами дизельные моторы, что, естественно, обойдется недешево. Так, новые дизельные моторы BMW вполне отвечают действующим экологическим нормам, но они стоят дороже — в среднем на полторы тысячи евро. Volkswagen и другие производители вынуждены будут вложить миллиардные суммы в экологически более «чистые» дизельные моторы. Таким образом, дизельная индустрия стоит перед серьезным вызовом — либо реально совершенствовать моторы, либо попасть под запрет на уровне городов, федеральных земель и целых стран. А тем временем ситуация в мире складывается все тяжелее для дизельных автомобилей. Крупнейшие города, как в Европе, так и в Америке, планируют полностью запретить их использование в городской черте в течение ближайшего десятилетия. Из-за многочисленных жалоб на выхлопы Volkswagen, Audi и Daimler (Mercedes) в последние пару лет были вынуждены отозвать для доработок миллионы дизельных машин.
Дизельная технология пережила подлинный взлет в послевоенной Европе, на дизельные моторы как более экономные и надежные (экономия топлива — около 15%, более дешевая заправка) перешли грузовики, автобусы и сельхозтехника, государствами предоставлялись серьезные налоговые льготы. После нефтяного кризиса 1973 года на дизель стали переходить и легковые авто. Дизельные двигатели TDI (Turbocharged direct injection) с большой мощностью и низким расходом топлива стали чрезвычайно популярны в Европе с конца 80-х годов. Последующие 20 лет стали «золотым веком» дизеля, прежде всего в Европе. В 2008 году только во Франции на дизельные автомобили приходилось 77% автопарка.
В 2015 году в США разразился «дизельгейт». Американское природоохранное ведомство ЕРА обвинило концерн Volkswagen в том, что он многократно занижает данные по выбросам выхлопных газов, был наложен многомиллиардный штраф. В результате «дизельгейта» в США развернулась масштабная общественная кампания, которая была направлена не только против дизельных моторов, но и немецкого автопрома в целом. И эта кампания принесла свои плоды — политики, города и общественные организации западных стран призывают запретить дизельные автомобили.
Отказ от дизеля — огромная проблема, одними декларациями здесь не отделаешься. В США, где стоимость бензина всегда была невысокой, дизельные моторы не получили широкого распространения, однако даже сейчас, в разгар антидизельной компании, в Европе на них приходится около 50% автопарка.
В качестве альтернативы потребителю предлагаются гибридные авто и электрокары, к 2030 году они должны составлять 70% продаж в Германии. Однако гибриды и электрокары значительно дороже бензиновых и дизельных автомобилей, и, хотя они становятся доступнее, их экспансия проходит медленно. Так, продажа электрокаров во Франции достигла 1,46% рынка в 2016 году, что является незначительной величиной. Относительное вытеснение дизеля происходит пока за счет традиционных бензиновых двигателей, которые лучше приспособлены к новым экологическим нормам «евро 6». Продажи автомобилей с бензиновым двигателем выросли во Франции с 22% в 2008 году до 46% в начале 2017 года. При этом все понимают, что пройдут годы, прежде чем дизель будет окончательно вытеснен с европейского рынка. А ведь весьма вероятно, что немецкие инженеры смогут качественно усовершенствовать дизельную технологию, и тогда дизель выживет. Так, входящая в группу Volkswagen компания Audi разработала революционную технологию e-diesel — синтетическую топливную смесь на основе воды и углекислого газа. Под воздействием солнечного света и химических добавок эта смесь превращается в экологически чистый аналог дизельного топлива. Кроме того, Volkswagen представил новый гибридный кроссовер Tiguan GTE Active Concept. Разрабатываются и другие проекты, которые позволят революционизировать дизельную технологию.