В декабре прошлого года два сотрудника российской разведки встретились в Вашингтоне с потенциальным источником, который, как они надеялись, располагал ценной информацией о внутренней работе Белого дома Обамы. Во время встречи русские осторожно попытались выяснить, какие шаги может предпринять администрация Обамы (до ухода которой оставались считанные дни) с тем, чтобы наказать Россию за ее вмешательство в выборы 2016 года.
По словам высокопоставленного американского чиновника, на самом деле источник русских (о чем они не знали) был не «кротом», работавшим в Белом доме, а агентом американской контрразведки. И никакой информации о тех вариантах ответных мер, которые рассматривала администрация Обамы, русские не получили.
Именно эта операция русских разведчиков была сорвана, но, по словам высокопоставленного чиновника, полностью проблема по-прежнему не решена. «Такого количества агентов российской разведки, как сегодня, в США не было последние 15 лет, — говорит мой собеседник. — Их здесь огромное количество, и они активно пытаются проникнуть во многие сферы — в правительственные структуры, на промышленные предприятия и в академические круги».
Выявлением и отслеживанием иностранных шпионов на территории США занимается ФБР. Но, по словам высокопоставленного чиновника, у ФБР существует «проблема математического характера». Для того чтобы вести наблюдение за одним человеком и «не потерять его из виду», требуется много людей. В ходе дискуссии в Белом доме, более подробную информацию о которой стремились и не смогли получить те два сотрудника российской разведки, тогдашний директор ФБР Джеймс Коми настаивал на том, чтобы выслать из страны как можно больше российских агентов. «Для него это был вопрос оперативных мероприятий в рамках рассмотрения дела», — сказал чиновник. В какой-то момент один из участников той дискуссии сказал мне, что один членов команды, занимавшейся вопросами национальной безопасности, предложил ввести санкции и в отношении президента России Владимира Путина. А еще один участник дискуссии предложил разрешить АНБ взломать электронную почту российских чиновников, чтобы затем обнародовать «неприятную» и, возможно, компрометирующую, информацию.
29 декабря Белый дом объявил о высылке 35 российских дипломатов, предположительно имевших отношение к попыткам России «повлиять на выборы, ослабить веру в наши демократические институты, посеять сомнения относительно принципиальности нашего избирательного процесса и подорвать доверие к институтам власти США». Мой собеседник не знал точно, были ли эти двое в числе тех, кого выслали из США. Как бы то ни было, «количество людей, которые были отправлены в Россию — это лишь небольшая часть тех, кого можно было бы выслать из страны».
Политическая мудрость основана на умении предвидеть и рассчитывать на пропорциональность и соразмерность. И высылка иностранных агентов не является исключением. Хотя высылка 35 россиян и позволила «разгрузить» контрразведчиков ФБР, пропорциональный ответ Москвы — например, высылка 35 сотрудников ЦРУ — создала бы другую, потенциально более значимую проблему (для американцев) в России. «Это нас опустошило бы, истощило бы находящиеся там наши силы, и мы лишились бы тех возможностей, которые у нас (там) есть», — заявил мой собеседник. По словам вышеупомянутого участника дискуссии, на определенном этапе обсуждения этого вопроса в администрации Обамы посол США в России Джон Теффт направил в Вашингтон телеграмму, выразив эти опасения, о которых сообщили резиденту ЦРУ в Москве.
Я спросил Стива Холла (Steve Hall), еще одного бывшего резидента отделения ЦРУ в Москве, об этом явном несоответствии возможностей — сил и средств — американской разведки в России по сравнению с тем, чем располагает Россия в США. В ответ он заявил, что не будет говорить конкретно о сильных и слабых сторонах американской разведки, но сказал, что «русские создают сотрудникам американской разведки настолько серьезные препятствия в их работе в России, что делать то же самое в отношении русских в США ФБР практически не смогло бы».
В годы холодной войны сотрудники ЦРУ в России проводили невероятные и вошедшие в историю операции по наблюдению и обнаружению «хвостов». Прежде, чем сделать закладку в тайник, американским агентам приходилось часами «кружить» по Москве, чтобы убедиться, что за ними не следят. Правда ли, что сегодня условия работы в Москве такие же сложные, и возможности так же ограничены, как в те времена? «Следует сказать, что со времен холодной ничего не изменилось — для выполнения успешных операций в России требуются те же оперативные средства, то же количество времени и те же усилия», — ответил Холл.
При этом в Соединенных Штатах количество разведывательных операций, проводимых российской разведкой под руководством Путина, явно возросло. В марте 2001 года после того, как ФБР обнаружило, что один из его собственных агентов, Роберт Ханссен (Robert Hanssen), занимался шпионажем в пользу Москвы, администрация Буша выслала из США 50 предполагаемых российских агентов. Девять лет спустя ФБР арестовало 10 российских «нелегалов» — тайных сотрудников нелегальной разведки, которые на протяжении многих лет жили в США. К тому же, все более сложными и изощренными становились и проводившиеся русскими кибероперации, что позволяло осуществлять парализующие хакерские атаки на соседние страны — такие, как Эстония, Грузия и Украина.
Согласно рассекреченному аналитическому докладу, представленному в январе директором Национальной разведки, эти новые широкие возможности в сочетании с возросшими амбициями Путина были продемонстрированы во время выборов в США в 2016 году. Российская кампания по проведению активных мероприятий была «разноплановой», говорится в докладе, она представляла собой «совокупность» различных операций в киберпространстве, проводившихся наряду с более открытой кампанией по распространению дезинформации. В этих действиях серьезную роль сыграл и человеческий фактор.
После того, как 29 декабря Обама выступил с заявлением о высылке российских дипломатов, его администрация ждала ответной реакции Москвы. Тогда члены администрации еще не знали, что Майкл Флинн, который должен был занять должность советника Дональда Трампа по национальной безопасности, беседовал по телефону с послом России Сергеем Кисляком, дав тому понять, что после вступления Трампа в должность его администрация пересмотрит санкции. На следующий день Путин заявил: «Мы никого не будем высылать».
Такие жесты доброй воли теперь кажутся пережитками далекой эпохи. В прошлом месяце, после того, как палата представителей и сенат подавляющим большинством проголосовали за новый раунд санкций против России, а Белый дом заявил, что Трамп подпишет законопроект, Путин в ответ заявил, что его правительство намерено сократить персонал американского посольства и консульств в России на 755 человек. Это сокращение в первую очередь коснется российских граждан, которые работают в этих учреждениях переводчиками, водителями и составляют обслуживающий персонал. Пока не ясно, скольким работникам американской разведки будет предложено покинуть Россию.
Очевидно то, что взаимные действия по высылке агентов разведки нанесут Вашингтону гораздо больший ущерб, чем Москве. «На самом деле, — сказал беседовавший со мной высокопоставленный чиновник, — мы потеряем намного больше, чем они».