Процесс начался с предварительных чтений за закрытыми дверями. После этого Улюкаев заявил, что имела место «подлая провокация». Расследование против него выгодно, по его словам, «коррумпированным сотрудникам спецслужб».
Задержание Улюкаева в ноябре прошлого года потрясло политическую элиту России — впервые с советских времен был задержан действующий министр. Впрочем, этот случай нельзя считать свидетельством бескомпромиссной борьбы с коррупцией. Этот процесс рассматривается скорее как часть борьбы за власть в стране. И выгоду из этого извлек могущественный глава Роснефти Игорь Сечин.
Уже сами обстоятельства задержания Улюкаева вызвали определенные подозрения. Поздним вечером 14 ноября министр экономики приехал в центральный офис Роснефти. Информационное агентство Reuters сообщило, что имела место договоренность о личной встречи с Сечиным. Там Улюкаев якобы получил два чемодана с наличными деньгами. А по сообщениям российских СМИ, один из этих чемоданов Улюкаев взял в руки, после чего специальная жидкость, нанесенная на рукоятку, осталась на его руках. Улюкаева задержали, а вскоре отправили в отставку с поста министра.
Якобы он вымогал эти деньги за решение в пользу поглощения Роснефтью компании «Башнефть». Вся история с Башнефтью наглядно демонстрирует, как действует государственный капитализм в России и каким влиянием обладает Игорь Сечин, входящий в ближайшее окружение президента Владимира Путина. Нефтяная компания с 2009 года принадлежала концерну «Система», а в 2013 году Башнефтью заинтересовался Сечин.
Владельцы компании говорили, однако, что в ней были заинтересованы и другие лица и планировали выход на биржу. Но будто случайно в 2014 году на основного владельца «Системы» Владимира Евтушенкова было заведено дело за «отмывание денег». Миллиардер вышел на свободу лишь после того, как «Башнефть» была в принудительном порядке деприватизирована.
Двумя годами позже российское правительство объявило о программе приватизации с целью пополнения госбюджета. Таким образом, пришлось продать, в частности, 50% акций «Башнефти». В компании были заинтересованы девять сторон. Министр экономического развития Улюкаев считал участие в этих «торгах» «не лучшим решением». Но Сечин в итоге победил. В октябре прошлого года 50,1% акций «Башнефти» з сумму порядка 4,6 миллиардов евро были проданы «Роснефти». Говорят, что компания была единственной, кто собирался купить ценные бумаги. Кремль и правительство дали «добро» на эту сделку.
Действительно ли Улюкаев хотел получить за это «вознаграждение»? «Надо быть сумасшедшим, чтобы через месяц после формального юридического и политического одобрения сделки чем-то угрожать Ростефти. Или вымогать у Игоря Ивановича Сечина, фактически у одного из самых влиятельных людей в нашей стране, два миллиона долларов», — сказал по этому поводу президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Обвинения против Улюкаева он считает «ни доказанными, ни рациональными».
В последние годы в России высокопоставленные чиновники все чаще и чаще попадали под суд по обвинению в коррупции: три губернатора, сотрудники Следственного комитета и один заместитель министра культуры. Возможное объяснение этой тенденции дала политолог Екатерина Шульман: «Чем меньше остается ресурсов, тем выше становится конкуренция». Кроме того, борьба между различными властными группировками могла обостриться по причине экономического кризиса.
Однако никому и в голову не могло бы прийти начать расследования против Сечина или кого-либо еще из ближайшего окружения Путина. К тому же российская юстиция часто на удивление мягко обходится с бывшими чиновниками и, кроме того, в делах о коррупции действует на собственное усмотрение. Алексею Улюкаеву в худшем случае грозят до 15 лет лишения свободы, а в лучшем случае — денежный штраф в размере нескольких миллионов. Государственное телевидение во вторник предположило, что бывшему министру грозит наказание «близкое к минимальному». И неважно, что при этом имеется в виду.