В начинающейся немецкой предвыборной борьбе замечания лидера либеральной партии СДП Кристиана Линднера (Christian Lindner) об отношении к России и президенту Владимиру Путину спровоцировали скандал.
Речь идет не столько о его основной позиции относительно необходимости для Германии и остального Запада вести диалог с русскими. Главные споры вызвало его замечание о том, что Запад должен признать российскую оккупацию Крыма в качестве «длительной временной меры», что во время переговоров необходимо избегать таких тем и вообще относиться к России как к «великой державе».
Град критических высказываний совершенно справедливо обрушился на Кристиана Линднера, который после выборов 24 сентября может стать министром. Вопрос ведь заключается не в том, теряет ли Путин лицо. Вопрос заключается в том, сможет ли он без проблем выйти из нынешнего положения после вызывающих случаев нарушений международного права.
Но либеральный немецкий лидер затронул очень болезненную тему: это вопрос о том, как России и Западной Европе — уж не говоря о США — начать переговоры.
Сложившаяся ситуация тяжела. Россия аннексировала украинский полуостров Крым, поддерживает вооруженный мятеж на востоке Украины и на 99,9% виновна в уничтожении пассажирского самолета авиакомпании Malaysia Airlines 17 июля 2014. Тогда погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Однако, с другой стороны, без России обойтись нельзя. Россия — активный участник гражданской войны в Сирии, бряцает оружием в регионе Балтики, очень хочет осуществить экспансию в Арктике. Помимо этого существует еще масса замороженных конфликтов типа Абхазии и Приднестровья. Там Кремль играет главную роль.
Решающим моментом во всех будущих переговорах является вопрос о том, возможно ли доверять президенту Путину и его команде в Кремле. Путин лгал насчет Крыма, он лжет про восток Украины. Да и в целом русские любят жульничать.
Ясно одно: Россия не обращает внимания на санкции, введенные из-за Крыма, и при этом нарушает еще одно важное условие.
Немецкий промышленный гигант Siemens несколько лет тому назад продал четыре турбины для российской теплоэлектростанции в Тамани. Тамань находится недалеко от Крыма, а в контракте говорилось, что эти турбины нельзя использовать для подачи электричества на оккупированный полуостров.
В настоящее время по меньшей мере две — а может быть, и все четыре турбины — оказались в Крыму, где российское правительство активно строит электростанции. Дело в том, что Крым зависит от украинской энергии, с поставками которой уже возникали проблемы. Это происходило, частности, после диверсии на высоковольтной линии. А вот в Тамани работа, напротив, остановилась.
Русские делают вид, что не виноваты, хотя президент Путин в 2014 году обещал министру экономики Германии Зигмару Габриэлю (Sigmar Gabriel), что турбины будут использоваться в полном соответствии с контрактом.
Siemens заявила, что турбины попали в Крым «против ее воли», «без ее ведома» и «в нарушение четких контрактных обязательств».
Первоначальный контракт был подписан с компанией Технопромэкспорт, которая обанкротилась в прошлом году.
Нынешний владелец турбин утверждает, что они были получены как имущество компании-банкрота, а затем модернизированы. Согласно заявлению официального представителя Кремля, в результате они стали «российским продуктом».
Siemens может свернуть свою деятельность в России, но пока ничего не делает. При этом ЕС не может отправить судно в порт Феодосии в Крыму, чтобы забрать турбины. Возникла непредвиденная ситуация. Можно протестовать и ужесточить санкции. Последнее, вероятно, рассматривается немецким правительством.
Но ясно то, что Россия не обращает внимания на санкции и совершает еще одно очень серьезное нарушение. Ясно также, что все это происходит несмотря на большие старания избежать подобной ситуации.
Это дает датскому министерству иностранных дел, а также другим странам Западной Европы и США повод для разрыва отношений. Каким же образом можно вести переговоры с руководством, которое жульничает?
Но нужно найти выход. Россия — часть Европы и находится совсем рядом.
Будущие договоренности должны быть очень хорошо подготовлены. Необходимо четко указать в них, какие меры последуют в случае нарушения контракта. Спрятать кнут в прянике, если можно так сказать.
Прокладка нового газопровода «Северный поток 2» по дну Балтийского моря должна вскоре получить одобрение стран ЕС — в частности, Дании. Однако теперь — без всякой спешки.
В Копенгагене все должно начаться со звонка министра иностранных дел Андерса Самуэльсена (Anders Samuelsen) руководителю Siemens Джо Кэзеру (Joe Kaeser). Последний набрался опыта, который поможет хоть чему-то научиться.