Десять дней ничего не было слышно о гражданине Вьетнама Чинь Суань Тхане (Trinh Xuan Thanh), который последнее время находился в Берлине в качестве соискателя политического убежища.
Адвокаты мужчины безрезультатно разыскивали его по всей немецкой столице накануне крайне важного собеседования в берлинском ведомстве по делам иностранцев. Однако гражданин Вьетнама, подавший в минувшем июне прошение об убежище, не появлялся по месту своего проживания, а его телефон был постоянно заблокирован. На минувшей неделе мужчина вдруг неожиданно оказался на экране Первого канала Вьетнамского государственного телевидения, где заявил о своем добровольном возвращении на родину. При этом 51-летний экс-менеджер вьетнамского нефтяного госконцерна и бывший партийный функционер, обвиняемый на родине в хищении 125 миллионов евро, сообщил, что самостоятельно принял решение предстать перед судебными органами своей страны.
Для немецкой стороны, однако, ни о каком «добровольном возвращении», похоже, не может быть и речи. Так, официальный представитель МИД ФРГ уже заявил, что Германия исходит из похищения Чинь Сун Тхана, которое было совершено вьетнамскими спецслужбами. По данным немецких правоохранительных органов, еще 23 июля мужчина вместе с некоей женщиной был похищен неизвестными людьми в столичном районе Тиргартен. Случайные свидетели происшествия заявили полицейским, что видели как под угрозой оружия двое людей азиатской внешности вынуждены были сесть в автомобиль с чешскими номерами, который затем быстро скрылся с места происшествия. Считается, что похитителями были сотрудники одной из вьетнамских спецслужб, которые доставили экс-функционера и его подругу в Париж, откуда парочка была переправлена дальше в Ханой.
Надо сказать, что вьетнамские власти уже давно пытались вернуть домой беглого менеджера, неоднократно обращаясь к Берлину по официальным каналам. Так, последний раз вопрос о Чинь Сун Тхане, кстати, исключенным из рядов компартии Вьетнама, поднимался на встрече вьетнамского руководства с немецкими официальными лицами в ходе саммита «большой двадцатки», прошедшего в начале июля в Гамбурге. Однако Берлин тогда дал понять, что гражданин Вьетнама никоим образом не может быть экстрадирован до тех пор, пока продолжается процессе рассмотрения его заявки на убежище. Видимо, вьетнамские власти решили не дожидаться окончания этой достаточно долгосрочной процедуры и поручили «решить вопрос» своим спецслужбам. Похоже, что сам бывший партийный функционер не подозревал, что на него открыта настоящая охота. Он чувствовал себя в Германии, где учился в 1990-годах, как дома, купил жилье в немецкой столице, свободно передвигался по всей стране.
После подачи прошения об убежище Чинь Сун Тхан с юридической точки зрения находился под защитой немецкой стороны. Именно поэтому Берлин и возмутился нарушением «всех основополагающих международных норм» после того, как беженца из Вьетнама похитили в Германии. Министерство иностранных дел ФРГ уже сделало официально заявление о грядущих негативных последствиях для Вьетнама этого «беспрецедентного события» — кражи человека среди бела дня в центре Берлина. В МИД был вызван посол Вьетнама, а представитель спецслужб этой страны, являющий первым секретарем посольства, был объявлен персоной нон грата. Дипломат вынужден был покинуть территорию Германии в течение 48 часов. Немецкая сторона потребовала также вернуть похищенного обратно в ФРГ до решения по его ходатайству о предоставлении убежища. Однако рассчитывать на это вряд ли приходится. И не только потому, что между Германией и Вьетнамом нет двустороннего договора, который бы регламентировал выдачу граждан этих стран друг другу. Дело в том, что официальный Ханой уже заявил, что Чинь Сун Тхан выехал с родины нелегально, скрываясь от открытого против него уголовного дела.