Широко распиаренный в свое время проект «Стена» продолжает агонизировать. За три года на украино-российской границе возвели всего 300 километров защитных сооружений, то есть 15% от запланированного. Есть целый комплекс проблем: сомнительность самой задумки, масштабная коррупция, недавно вскрытая правоохранителями, трудности с финансированием. Что сейчас представляет из себя скандальная «Стена», и есть ли смысл далее выделять деньги на проект — разбирался «Обозреватель».
Распил средств
О старте проекта еще три года назад помпезно объявил тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк. Утвердили программу к весне 2015 года. К 2018 году планировалось возвести уже две тысячи километров сооружений. Но по состоянию на лето 2017 года проект фактически провалился. Сторонники идеи объясняют это недостатком финансирования.
В Государственной пограничной службе заявляют, что в 2015 году из бюджета выделили всего 400 млн гривен (41% от предполагаемой суммы), в 2016 году — 200 млн гривен (17%). В текущем году на «Стену» предполагается потратить 500 млн. А дедлайн уже собираются перенести на 2020 год.
Но списывать неудачу проекта на недостаточное финансирование — поспешный вывод, особенно в свете последнего скандала вокруг разграбления средств. На неделе Национальное антикоррупционное бюро сообщило о подозрении семи лицам, которых недавно задержали в рамках расследования растраты бюджетных средств, выделенных на «Стену». Попались на «распиле» денег чиновники разного ранга, а также руководители фирм, причастных к строительству. Пока речь идет о хищении 17 млн гривен, но не исключено, что реальная сумма в разы больше.
Половину заказов получил «Стройцентр Витязь». Генеральным директором и основателем фирмы является Агаверди Адилов, недавно задержанный НАБУ. Компания победила во всех тендерах, в которых участвовала. Уставной капитал фирмы — всего 7550 грн.
«Я изначально говорил, что проект „Стена" используется большим количеством людей для разворовывания бюджета. НАБУ сейчас подтверждает мои слова», — отметил в беседе с «Обозревателем» внефракционный народный депутат, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Борислав Береза.
Нардеп от «Самопомочі» Лев Пидлисецкий придерживается схожего мнения: «Все это изначально выглядело как одна из схем по разворовыванию средств. Распиливались безумные деньги. Там много земляных работ, работ с деревом. В этом случае сложно вести учет».
Стена или изгородь?
Скандал вокруг разворовывания бюджетных средств возвращает к главному вопросу: целесообразна ли сама концепция «Стены»? У нее была масса критиков еще на старте. А провальная реализация проекта лишь увеличила их число.
«Стену» все чаще называют забором, парканом и даже решеткой для барбекю. «Достижения» за три года: 109 км рокадных дорог, 229 км противотанковых рвов, 72,5 км заградительных заборов и шесть сторожевых вышек. Критики проекта справедливо отмечают, что подобные сооружения не смогут обеспечить безопасность на границе.
«Строить такую стену — бессмыслица. Потому что на самом деле это не совсем стена. Скорее — паркан. Если строить, то такую стену, как в Израиле. Но это огромные деньги, которые Украина не сможет выделить», — прокомментировал «Обозревателю» Пидлисецкий.
Стену на израильско-палестинской границе ставит в пример и Борислав Береза. Нардеп также признает: на подобный проект понадобится в разы больше средств. «Но тогда уж проще не тратить деньги на „изгородь", а использовать их на другие целевые нужды. Строительство в нынешнем виде не имеет смысла», — считает Береза.
И все же маловероятно, что проект свернут в ближайшее время, несмотря на отсутствие прогресса в строительстве и расследование правоохранителей. «Стену» упорно лоббирует «Народный фронт». Блок Петра Порошенко осторожнее в оценках, однако уступки на этом направлении делают «фронтовиков» сговорчивее. Незадолго до ухода на каникулы нардепы даже протащили увеличение финансирования «Стены»: с 200 до 500 млн. Изменения в бюджет касались средств, конфискованных у окружения экс-президента Виктора Януковича. Минфин же хотел направить средства на покрытие дефицита бюджета.
Как сообщал «Обозреватель», в ходе расследования дела по факту хищения государственного финансирования, выделенного на проект «Стена», инициатором которого был экс-премьер-министр Арсений Яценюк, задержаны чиновники, подозреваемые в растрате 16,6 млн гривен.