Российская интернет-газета РБК в одном из аналитических материалов написала следующее: «Подписав закон, который упорядочивает уже введенные против России и россиян санкции, намекает на возможность новых санкций и затрудняет порядок их пересмотра, президент Трамп постарался подчеркнуть, что его вынудили сделать этот шаг. Это и понятно: с рекордно низким рейтингом и отсутствием значимых достижений за первые полгода своего президентства он не имел никакой возможности торговаться с единодушно настроенным конгрессом в условиях антироссийских настроений в истеблишменте и СМИ».
Отношения с Россией: «Ахиллесова пята» Белого дома
Дональд Трамп явно не испытывал особых затруднений, выражая свое мнение относительно законопроекта о санкциях против России. Он говорил, что считает этот закон контрпродуктивным и не согласен с некоторыми его положениями. Согласно Конституции США, внешнеполитический курс страны в целом определяется президентом, и, если бы условия были иными, то эксперты-правоведы и юристы Белого дома развернули бы широкую дискуссию по поводу правовой обоснованности и правомерности законопроекта, предложенного Конгрессом.
Однако в нынешних условиях соотношение политических сил в Америке изменилось. По сути Конгресс продемонстрировал явное недоверие в отношении внешнеполитического курса США, в особенности того, что касалось России. Уровень народной поддержки курса Трампа в отношении России был на критически низком уровне. Только 30 % американцев поддерживали его шаги в отношении России, а 66% их категорически не одобряли. Фактически стремление Белого дома наладить отношения с Москвой стала для него Ахиллесовой пятой и лишило его возможности выстраивать политический курс, не зависимый от Конгресса.
Во-вторых, в противостоянии конгрессменов и Дональда Трампа роль играет личный фактор. Президент изначально не пытался наладить свои отношения с Конгрессом и депутатами-республиканцами, и через несколько месяцев с момента инаугурации Трамп в итоге проиграл в этом противостоянии. Если с января по март большинство конгрессменов испытывали своего рода опасения в отношении президента и группы его сторонников, сейчас среди них подобных тревог уже нет. Трамп уже не впечатляет их своими жесткими выступлениями. Как показали недавние отставки в Белом доме, президент до сих пор не видит необходимости решать существующие проблемы в отношениях с Конгрессом и партией, а намерен и далее продолжать вести свою линию в этом противостоянии.
В третьих, диктовка условий президенту дает возможность сделать его политический курс еще более уязвимым. Прошло шесть месяцев с момента вступления Трампа в должность, «медовый месяц» закончился, а Конгресс выступает против нового президента. Очевидна неспособность нового кабинета принимать необходимые реформы и претворять в жизнь позитивные изменения — особенно те, что ожидало бизнес-сообщество. Большая часть тех реформ, которые он обещал в ходе предвыборной борьбы, не были приняты или столкнулись с серьезными трудностями в процессе рассмотрения.
Цель Конгресса — наказать Трампа и Путина одновременно
Законодатели начали работу в условиях, когда убедить американских избирателей в успешности политического курса Белого дома было невозможно. Им было намного легче обвинять Россию во всех трудностях, с которыми столкнулись США, нежели разрешать внутренние разногласия. Они ни смогли договориться по законопроекту о здравоохранении, и тогда решили вместо этого принять закон о санкциях против России. Не исключено, что в ближайшие несколько лет основной обязанностью Конгресса станет придумывание «наказаний» для Путина и Трампа. Эта идея в Америке пользуется большой популярностью и не влечет за собой никаких расходов. На самом деле с ее помощью можно убить двух зайцев.
Отношения Москвы и Вашингтона уже отравлены
Как видно сейчас, правы были те голоса, которые призывали к более открытым и искренним переговорам между Белым домом и Кремлем. Несомненно, президент, который не может защищать собственные интересы и быть успешным во внутренних делах страны, не будет и надежным партнером для других стран. Трамп, который не смог найти общего языка с избирателями и Конгрессом, несомненно, не будет и подходящей стороной для переговоров с Россией. Если ранее тема России была «ядовитой» для кабинета и президента США, то теперь она сама по себе стала отравляющим фактором в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Чего бы ни желали и как бы ни были настроены обе стороны, эти отношения пока обречены на дальнейшее ухудшение.