Легендарный игрок Гарри Каспаров возвращается в шахматы по прошествии более 12 лет с его последнего матча. «Великий и ужасный», как прозвали 54-летнего азербайджанца, решил покинуть — «только на время» — политическую борьбу с истеблишментом, чтобы вернуться к шахматам, спорту, сделавшему его знаменитым, где ему не было равных и в который он внес ряд нововведений, сделав его более современным.
Возвращение произойдет на этой неделе в Соединенных Штатах на международном турнире «Rapid and Blitz» в Сент-Луисе. Конечно, обстоятельства очень изменились с тех пор, как Каспаров в последний раз участвовал в турнирах с настоящими соперниками, но возвращение гроссмейстера к официальным соревнованиям уже привлекло любопытство половины мира, как в старые времена, когда его захватывающие и зачастую нескончаемые матчи транслировались в прямом телеэфире до и после падения Берлинской стены. Гроссмейстер решил покинуть спорт в 2005 году, перевернув его за 20 лет своих побед.
В 1984 году он стал самым молодым в истории чемпионом мира, обойдя своего постоянного соперника Анатолия Карпова. Сын еврея и армянки, родившийся в советской республике, мятежный Каспаров воплощал полную противоположность более флегматичного Карпова, символизировавшего власть советского Кремля, делавшего из шахматистов спонсоров могущества Москвы.
В течение 15 лет Каспаров оставался королем мира, «стоглавым монстром», как его называли из-за его способности не терять из вида даже миллиметра шахматной доски в течение долгих часов. Его желание побеждать, биться за каждый ход против соперника, сочеталось с театральным, живым, темпераментным складом, способным внушить соперникам почтительный страх (отсюда и прозвище «великий и ужасный»). Он первым привлек важных спонсоров, популяризировав шахматный спорт, вынуждая всех либо встать на свою сторону, либо играть против него. Он первым стал тренироваться при помощи новых технологий. Первым бросил вызов машине, Deep Blue, и первым проиграл — это было 11 марта 1997 года — в шестой схватке с компьютером. Именно он, обещавший с привычным своим высокомерием, что кусок железа никогда не сможет одержать над ним верх.
Теперь, одним неожиданным ходом, Каспаров пытается перемотать пленку и бросить вызов прошлому: на турнире в Сент-Луисе будет также участник, считающийся наследником Каспарова, Сергей Карякин. «Это воплощение мечты встретить одного из величайших игроков в истории», — сказал 27-летний шахматист. «Он не забыл, как ходят фигуры», — иронично прокомментировал французский шахматист Максим Вашье-Лаграв (Maxime Vachier-Lagrave). Среди почтения, положенного возвращению старого гроссмейстера, и легкого пренебрежения к старичку, который не может смириться и заняться чем-то другим, Каспаров cмеется: «Было бы нереалистично думать, что у меня сохранились те же качества, что в лучшие годы, это было бы абсурдом, точно так же, как обнаружить у меня на голове прежнюю шевелюру». Он настаивает, что его возвращение к участию в турнире — всего на пять дней. Однако про себя Каспаров, вероятно, продолжает думать, как внести в шахматы что-то новое. Еще один раз.