Москва — Однажды Аркадию приставили нож к горлу. «Двое несовершеннолетних хотели меня ограбить, один из них держал нож у моего горла, второй — заточенную отвертку». Они потребовали у него деньги и его машину. Но им не удалось его напугать. «Я вас сам отвезу, — сказал Аркадий пьяным молодым грабителям, — не то у вас будут проблемы, когда вы попадетесь на проверку на алкоголь». Он катал их до рассвета. «Они медленно протрезвели и осознали, что натворили». Когда они вышли из машины, они извинились перед Аркадием. Он не стал вызывать полицию и отпустил их.
Это произошло восемь лет назад, когда Аркадий учился на последнем, пятом, курсе. Такси было для него подработкой, а налеты на провинциальных российских дорогах не были редкостью. Но Аркадий Николаев любил эти дороги, со своим дипломом инженера-электрика он не мог найти хорошо оплачиваемую работу в поволжском городе Чебоксары. И Аркадий любил машины.
На свою первую малолитражку «Ладу» он заработал в 20 лет тяжелой ручной работой в качестве намотчика катушек трансформаторов, за ней последовала следующая «Лада», «Ford Focus», «Toyota Camry», еще одна «Toyota Camry». Теперь Аркадию 30 лет, он женат, у него есть ребенок, он работает таксистом — и это неплохо. «В месяц я получаю от 100 до 150 тысяч рублей», — говорит он. В пересчете это 1,5-2,1 тысячи евро, высокий доход для среднего Поволжья.
Считались мафией
Еще несколько лет назад свыше половины российских водителей таксовали «в черную» без значка такси и лицензии. Обычно люди вставали на дорогу и махали, чтобы потом сторговаться о цене с первым остановившимся водителем. Таксисты считались мафией, во многом из-за их согласованных между собой грабительских цен в аэропортах и на вокзалах. В Москве объявлялись суммы, сравнимые с ценами на авиа- и железнодорожные билеты.
Цифровая глобализация положила этому конец и изменила сферу такси и в России. Через приложения крупные предприятия и посреднические компании, такие, как Яндекс. Такси, Gett или Uber, диктуют водителям очень низкие цены. В Чебоксарах, городе с полумиллионным населением, можно заказать такси за один евро, в Москве — за полтора евро.
«Теперь каждый ездит на такси. Если четыре человека скинутся на такси, поездка получится даже дешевле, чем на автобусе», — говорит Аркадий Николаев. «Однажды я даже подвез бездомного, которому нужно было в ночлежку». Однако теперь, особенно в зимние месяцы, когда сезонные строительные рабочие возвращаются из Москвы домой и тоже нанимаются таксистами, в городе становится очень трудно заработать.
Аркадий сделал свои выводы из демпинговых цен. Он не только установил газовое оборудование на машину, чтобы снизить затраты на горючее примерно на 50 центов за литр. Он открыл свою собственную службу такси под названием «Аркадия»: 40 водителей на дорогих автомобилях, которыми он руководит из своей собственной машины с помощью двух смартфонов Samsung через приложение Whatsapp.
Как раз сейчас он направил своего коллегу на автомобиле «Mitsubishi Pajero» к клиентке — поездка по городу за 200 рублей. Но и сам Аркадий едет на другой вызов. Среди клиентов, выбирающих поездки на дорогих автомобилях, он предпочитает обеспеченных людей, которым нужно преодолеть большие расстояния.
Его клиенты едут к ближайшему международному аэропорту в Казани (160 километров), на деловую встречу в Ульяновске (215 километров), на очередное выступление актеров во время театрального турне в Пензе (490 километров), или просто домой в Москву (668 километров).
«Поездки на дальние расстояния окупаются, потому что за наши машины бизнес-класса мы также берем по тарифу „эконом"», — рассказывает таксист. Его любимый маршрут — «мало выбоин и грузовиков» — трасса в татарскую Казань, 160 километров, за которые он получает в пересчете примерно 37 евро. «Но моим рекордом была поездка в Ухту на северо-западе России и еще дальше, в Заполярье». Аркадий улыбается: «1,3 тысячи километров».
Неприятные гости
Кто такой хороший таксист? «Тот, у кого хорошая, чистая машина», — отвечает 30-летний водитель. И тот, кто может держать рот на замке, если его пассажир не имеет желания общаться.
Иногда и сегодня садятся довольно неприятные клиенты. А по ночам Аркадия по-прежнему то и дело спрашивают, не может ли он привезти проституток. «Нет, мы работаем легально», — коротко отвечает он. Недавно пьяная женщина уже при посадке начала жаловаться на долгое время ожидания. На его возражение, что тогда она должна жаловаться в компанию диспетчера, она накричала на него, что он должен держать рот закрытым, а потом хотела запретить ему ответить на вызов клиента. Она зашла так далеко, что он остановился и попросил ее выйти. «В итоге ее муж, который тоже сидел в машине, долго за нее извинялся».
Неудивительно, потому что теперь действует новое правило: тому, кто пытается остановить вечером машину на дороге, придется очень долго ждать и платить намного больше. «И это совсем не безопасно», — говорит Аркадий.
Жесткая конкуренция
Отрасль: «Количество такси, в зависимости от общей ситуации в стране, может приближаться к общему количеству всех российских легковых автомобилей», — считает Виталий Махинов, основатель «Российской биржи такси». По данным экономического портала Rusbase в России зарегистрировано 180 тысяч легальных таксистов, 55 тысяч из них — только в Москве.
Миллионы поездок: Сергей Котов, руководитель службы такси, работающей через приложение Cat Taxi, предполагает, что российские таксисты ежедневно перевозят 10% отечественного населения, это составляет 15 миллионов поездок и общий оборот свыше 200 миллионов евро в день. 20% из них приходятся на таксопарки.
«В черную»: но эксперты подозревают, что компании и водители за большую часть своих поездок рассчитываются «в черную». «Никто из игроков на рынке не хочет сделать публичными данные об объемах своих поездок», — говорит Сергей Котов. Аналитики, как и прежде, видят в России жесткую конкуренцию на дорогах.