В интервью эстонской газете Eesti Päevalehti (14.08.2017) экс-президент Финляндии Тарья Халонен призывает эстонцев отказаться от менталитета жертвы. По словам Халонен, у Эстонии нет причин бояться России. Похоже, наивное представление нашего бывшего президента о России не изменилось, несмотря на события последних лет.
Последовательный и реалистичный анализ развития России, который проводится в Эстонии, нашел подтверждение, по крайней мере, в событиях в Грузии и на Украине. Россия делит Европу на сферы влияния и готова применить военную силу для достижения своих политических целей. Россия отняла Крым у Украины и изменила границы Европы.
Россия под руководством Путина движется не в направлении демократии, а в направлении еще большей диктатуры, при которой инакомыслящим не дают говорить, а меньшинства притесняют.
Россия нагло и бесцеремонно вмешивается во внутренние дела Эстонии. Десять лет назад во время инициированного Россией скандала, связанного с переносом «Бронзового солдата», Эстония стала жертвой масштабной кибератаки, результатом которой стали нарушения в работе банков и государственных служб, а также государственных новостных страниц.
Опыт Эстонии и все ее предостережения в отношении России часто остаются неуслышанными в Финляндии. Порой к предупреждениям относятся с насмешкой в духе политиков времен советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В последние годы Россия вновь стала применять политику силы, и ослабление безопасности в регионе Балтийского моря заставило Финляндию очнуться.
Финляндия верит, что у нее выстроены особые отношения с Россией. К сожалению, эти «отношения» — лишь наивные и напрасные надежды.
Эстонцы сумели предугадать развитие России после распада Советского Союза лучше, чем финны. Похоже, что действительно хорошо знает Россию именно Эстония, а не Финляндия. Несмотря на это, Халонен и другие финские политики не могут удержаться от того, чтобы указывать Эстонии, как следует вести себя с восточным соседом.
Слова Халонен о «менталитете жертвы» Эстонии и ее более ранние высказывания о посттравматическом синдроме страны, последовавшем за советской оккупацией, являются нечестными в отношении эстонцев, которые однажды уже теряли свою независимость. Финляндия, которая прошла период финляндизации, а сейчас не осмеливается открыто обсуждать все действия России, не имеет права давать советы в вопросах отношений с Москвой.