С избранием Салмана ибн Абдул-Азиза (Selman Bin Abdülaziz) наследным принцем в 2012 году войны за престол в Саудовской Аравии во многом обострились. С тех пор шестой сын Салмана — Мухаммад ибн Салман (Muhammed Bin Salman) — быстро переместился в верхние эшелоны управления и в конечном счете был объявлен новым наследным принцем. В результате трон перешел не к сыновьям, а к внукам Абдул-Азиза ибн Сауда (Abdülaziz Bin Suud).
Этот процесс привел к тому, что в Саудовской Аравии многие обиженные принцы стали громче подавать голос, и в дальнейшем возросло давление властей на этих лиц. В результате этого давления некоторые принцы обосновались в Европе и в тех странах, куда они иммигрировали, действовали против саудовского руководства.
Согласно новости, которую сообщила миру BBC, трое из этих живших в Европе принцев внезапно пропали. А четвертый из принцев-диссидентов, которые предположительно пока еще живы, подтвердил их исчезновение.
Общие стороны
Имена пропавших принцев — Турки бин Бандар (Turki Bin Bandar), Халед бен Фарман (Halid Bin Farman), Сауд бин Саиф (Suud Bin Saif). Объединяет их то, что все трое критиковали правительство Салмана за угнетение собственного народа и подавление инакомыслия. А, самое главное, принцы считали, что саудовское руководство стоит за госпереворотом в Египте и свержением Мурси (Mursi). Следовательно, принцы-беглецы обвиняли саудовское руководство в поддержке авторитарных режимов арабского мира.
Тот факт, что арабские бунты обошли стороной Саудовскую Аравию, эти принцы, а также оппозиция внутри страны связывали не с тем обстоятельством, что народ доволен правящей администрацией, а с давлением властей и растранжириванием казенных денег.
Все три принца делились в соцсетях сообщениями о том, что их собираются убить; в дальнейшем возникала ситуация, когда им нужно было перелететь из одного европейского города в другой, но самолет, на борт которого они поднимались, садился в Эр-Рияде, и ни от кого из них больше не было известий.
Как недавно сообщило официальное саудовское информагентство, 26-летний Салман бен Саад бен Абдуллах бен Турки аль-Сауд (Salman bin Saad bin Abdullah bin Turki Al Saud), один из многочисленных саудовских принцев, скончался из-за перенесенного сердечного приступа.
Спор не только из-за трона
Хотя причина спора между принцами поясняется как вопрос наследства, на самом деле внутри этой борьбы — не только войны за власть.
Саудовское руководство, которое в ходе арабских бунтов занимало позицию на стороне авторитарных режимов, в то же время всерьез повздорило с США под руководством Обамы (Obama). В планах властей на 2020 год были обозначены такие вопросы, как использование саудовской нефти для устойчивого развития страны, сохранение ресурсов внутри страны, сокращение зависимости от их продажи на внешние рынки, развитие отечественной оборонной промышленности, а это было расценено принцами-диссидентами и многими западными кругами как сигнал к тому, что Саудовская Аравия не собирается проводить реформы и расчищать путь к свободам.
В это же время главной критикой со стороны оппозиционных кругов, а также США во главе с Обамой стало вмешательство Саудовской Аравии в Йемен и Бахрейн, а, кроме того, страну обвинили в поддержке ИГИЛ (запрещена в РФ, — прим. ред.).
Если место какой-нибудь ближневосточной страны на международной арене, ее политика не одобряется крупными державами, то прежде всего с целью давления на власти этой страны обращаются, как правило, к недовольным внутри нее. Ведь эти страны не станут или не смогут держать оппозицию рядом с собой внутри страны; и поэтому фактически дарят диссидентов другим силам. А когда они идут по пути устранения оппозиции, метод, который они выбирают, становится материалом для новой политики давления в их отношении. В результате действия, выбираемые для устранения давления, могут превращаться в другой инструмент давления.
Становится понятно, что Саудовская Аравия может столкнуться с новыми факторами напряженности.