Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: использование виртуальной и дополненной реальности Пентагоном

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 40 (165).

© Фото : Илья ПлехановОбозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Обозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Виртуальная реальность привлекает все больше внимания военных во всем мире и министерства обороны ведущих стран мира стараются ускорить внедрение этой технологии в вооруженные силы. Например, в новом варианте синтетической среды обучения для армии США военнослужащие самых разных подразделений могут проводить масштабные совместные учения и обучаться, по сути не выходя из дома.

VR/AR привлекает все больше внимания военных во всем мире и министерства обороны ведущих стран мира стараются ускорить внедрение этой технологии в вооруженные силы.


Армейская исследовательская лаборатория США активно работает над усовершенствованием своей так называемой синтетической среды обучения (STE — Synthetic Training Environments), где используются VR/AR технологии. В новом варианте STE военнослужащие самых разных подразделений могут проводить масштабные совместные учения и обучаться, по сути не выходя из дома, или в любом другом месте. Таким образом убирается привязка к географии и центрам специального обучения и достигается интеграция одновременного обучения различных и многочисленных участников виртуальных миссий. Вся экипировка — это уже готовая коммерческая продукция, военные лишь пишут свои программы и сценарии для имитации военных миссий в виртуальной реальности. Все это происходит в рамках американской концепции развития армии будущего «Cила 2025» (F2025B — Force 2015 and beyond), где VR/AR отводится особое место.


Пентагон заявляет, что дисплей тактической дополненной реальности (TAR — Tactical Augmented Reality), над которыми работы ведутся годами, также становится все лучше и лучше. Дисплей предназначен непосредственно для военнослужащих, действующих в той или иной местности, и в режиме реального времени выводит информацию об окружающей среде (расположение дружественных сил, описание объектов и т.п.) перед их глазами (либо в приборе ночного видения, либо на прозрачные линзы). Прорыв заключается в том, что теперь информация может идти в цвете и на ярком фоне, что позволит оперировать и днем. Также расширен угол обзора, что единовременно отображает больше данных на дисплее.


В Корпусе морской пехоты США начали задействовать VR/AR тренажер Marine Tactical Decision Kit. Набор тестируют с мая этого года, а к концу года он должен поступить во все батальоны Корпуса. Очки виртуальной реальности дают 3D обзор в 360 градусов. Применяется для обучения при тактическом планировании и выполнении командных миссий. После прохождения миссий отсматриваются записи произошедшего в виртуальном мире и командиры разбирают ошибки действий подчиненных. К тренажеру проявили интерес и в армии США, которая следит за результатами тестового применения.


В этом году в ходе военно-морских учений Trident Warrior 2017 при боевых стрельбах были испытаны очки дополненной реальности, разработанные специально для наводчиков корабельных орудий. На кораблях остались орудия, которые управляются вручную и прицеливание ведется визуально. Точность огня не слишком эффективна и возникают проблемы с донесением приказов стрелку голосом или по радиосвязи. Очки обеспечивают использование высокоскоростного беспроводного или проводного канала связи, по которому на очки передаются команды артиллерийского офицера, данные по целям и данные о самом орудии, включая остаток боезапаса. Стало известно, что в сентябре эти очки пройдут дополнительные испытания и где-то через год должны поступить на флот и, возможно, в армейские части США.


Силы специальных операций США отрабатывают на тренажере виртуальной реальности прыжки с парашютом. Шлем и подвесная система позволяют отрабатывать самые различные непредсказуемые сценарии поведения парашюта в воздухе, варианты приземления, и, самое главное, дает реальный рельеф местности со спутниковых снимков. Так что в виртуальном мире можно отработать прыжки над любой горячей точкой и ознакомиться как минимум с рельефом и примерными погодными условиями.


Виртуальная военная медицина — очевидная ниша. В прошлом году уже шла речь о том, что Пентагон может начать проводить через виртуальные медицинские курсы около 100 тысяч человек в год. При этом это не только имитация самого медицинского процесса оказания первой помощи при потере конечностей, но и имитации присутствия на поле боя, когда в виртуальной реальности медик слышит крики и стоны раненых, свист пуль, шум песчаной бури, хаос голосов других солдат вокруг, грохот стрельбы и т. п., и в этих стрессовых — пусть и виртуальных- условиях обучаемый должен правильно сделать свою работу.


Канадский стартап IFTech разработал специальный жилет, частично напоминающий экзоскелет, который имитирует физическое воздействие на тело человека. Для военных целей это очень интересный концепт, например, он позволяет при обучении военнослужащих в VR/AR не просто выводить информацию на дисплеи, но и физически ощутимо имитировать попадание пули или осколков в человека, придавая все больше реальности происходящему. И зарубежные военные ресурсы отметили этот перспективный тренд слияния VR/AR и «электронной» одежды.


Еще одна сфера, связанная с VR/AR технологиями — это имитация реального оружия для тренировок в виртуальной реальности. Компания Striker VR представила свою разработку игрового бластера Arena Infinity. Это беспроводное устройство, которое работает до трех часов на аккумуляторе и которое способно имитировать отдачу при стрельбе из разных видов оружия, включая крупнокалиберные пулеметы или M4. Девайс специально заточен на применении в виртуальном мире. Цель компании — обкатать его возможности в игровой индустрии и затем выйти на рынок реальных военных симуляторов, предоставив имитацию отдачи широкого спектра стрелкового оружия.


Периодически возникает вопрос, может ли обучение в VR/AR хоть как-то конкурировать с реальными учениями в поле. В Управлении военно-морских исследований США считают, что видеоигры и VR/AR играют важную роль. В современных условиях ведения боевых действий военнослужащим приходится работать с большими объемами информации в режиме реального времени, и те, кто прошел через подготовку в виртуальной и дополненной реальности реагируют потом в реальной ситуации быстрее тех, кто тренировался без этих технологий. Они быстрее обрабатывают информацию в уме, держат в памяти больше информации и просто быстрее принимают окончательное решение, при этом делая меньше ошибок.


И, безусловно, главная причина использования VR/AR для военных — это значительное снижение стоимости и временных затрат на обучение военнослужащих, возможность личностного подхода, снижение травматизма, повышение эффективности обучения и вероятная отдача при ходе реальных боевых действий.


Сегодня глобальный рынок только одних военных симуляторов для обучения военнослужащих оценивается в 9,3 миллиардов долларов. К 2021 году он достигнет 12,7 миллиардов долларов. Рынок военной дополненной реальности в 2016 году составил 1,6 миллиарда долларов. И эта цифра будет только расти. По самым разным прогнозам, именно военное применение VR/AR в итоге через десять лет займет нишу от 10% до 50% всего глобального рынка этих технологий. В борьбе за этот кусок пирога уже конкурируют такие гиганты как Applied Research Associates (ARA), BAE Systems, Elbit Systems, Rockwell Collins, Thales Group.