Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разлом цивилизаций становится причиной конфликтов

Взгляд в будущее. Многие специалисты пытались предугадать облик общества завтрашнего дня. В 1996 году Сэмюэл Хантингтон провел полный пересмотр глобальной геополитики в «Столкновении цивилизаций».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хантингтон: В новом мире причиной конфликтов будет не идеология или экономика. Главные причины раскола человечества и основные источники конфликтов будут носить культурный характер. США продолжат играть первую роль в международных делах, но в главных политических конфликтах в мире сойдутся относящиеся к разным цивилизациям нации и группы.

С окончанием холодной войны и падением берлинской стены в 1989 году на Западе воцарилась эйфория. Казалось, что рыночная экономика одержала победу и улучшит жизнь граждан повсюду, где получит применение на практике. Идея демократии должна была постепенно утвердиться везде. Времена колоссальных оборонных расходов отошли в прошлое, и в мире сформировалась собиравшаяся в швейцарском Давосе новая элита из политических лидеров, глав предприятий, журналистов и банкиров. Все они были убеждены, что демократия приведет к вечному миру.


Именно в такой обстановке профессор Гарварда Сэмюэл Хантингтон (Samuel Huntington) опубликовал в 1993 году в журнале Foreign Affais статью под названием «Столкновение цивилизаций?» Ее основная мысль кажется почти что банальной, если рассматривать ее через призму мира после 11 сентября. Тем не менее в 1990-е годы она противоречила модной тогда идее (за год до того она получила еще больший успех с выходом книги Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama) «Конец истории и последний человек», провозгласившей всеобщее распространение либеральной демократии) о наступлении конца истории с распадом коммунизма.


«Моя гипотеза в том, что в новом мире причиной конфликтов будет не идеология или экономика, — писал Хантингтон. — Главные причины раскола человечества и основные источники конфликтов будут носить культурный характер». Кроме того, «США продолжат играть первую роль в международных делах, но в главных политических конфликтах в мире сойдутся относящиеся к разным цивилизациям нации и группы. В мировой политике будет доминировать столкновение цивилизаций».


Полемика


Статья Хантингтона породила небывалые споры. По словам главных редакторов Foreign Affairs, она вызвала за три года больше дискуссий, чем любой другой материал с 1940 года. Нечто похожее наблюдалось лишь после выхода в 1947 году статьи американского дипломата Джорджа Кеннана (George Kennan) о советском экспансионизме и необходимости остановить его. Когда Хантингтон опубликовал в 1996 году книгу «Столкновение цивилизаций», существенно расширенную версию статьи уже без вопросительного знака в названии, полемика еще не успела затихнуть.


В первую очередь следует отметить знаменитое название. «Он было очень впечатляющим, — вспоминает геополитолог Роберт Каплан (Robert D. Kaplan). — Мы всегда ищем идеальное название для наших книг, и оно было именно таким. Кроме того, о таком названии можно легко поспорить, даже если вы не читали книгу. Оно уже формирует у вас определенную точку зрения». Далее, обратим внимание на одну деталь: в нем говорится о «цивилизациях», во множественном числе. То есть, несмотря на теории глобализации, множественность цивилизаций уже предполагала раскол.


Хантингтон видел новые линии разлома в мире XXI века. Одной из них стала война на Балканах, во время которой он писал свою книгу. Как считал профессор, самые опасные конфликты происходят «вдоль линий разлома цивилизаций». Так, например, территория бывшей Югославии находится на границе трех из них: западной, православной и мусульманской.


Притязания на всеобщность


По его словам, впервые в истории глобальная политика является одновременно многополярной (в отличие от существовавшей ранее системы двух блоков и группы неприсоединившихся стран) и многоцивилизационной. Модернизация не равнозначна озападниванию и ни в коем случае не формирует всеобщую цивилизацию и не приводит все общества к западному стандарту.


Все это формирует иное соотношение сил с относительным упадком Запада и утверждением военно-экономической мощи Азии (особенно Китая) и бурным ростом ислама в демографическом плане. В 1995 году, отмечает Хантингтон, исламские страны стали более мусульманскими, чем 15 годами ранее, в культурном, социальном и политическом плане. Напрашивается очевидный вывод: притязания Запада на всеобщность все больше подталкивают его к конфликту с другими цивилизациями, в частности мусульманской и китайской.


Реакция на эту книгу шла главным образом из ограниченного круга геополитологов и интеллектуалов. Глава близкого к неоконсерваторам Гудзонского института Кеннет Вайнштейн (Kenneth Weinstein) вспоминает свой скептицизм: «Я считал его аргументацию преувеличением». Геополитолог Роберт Каплан придерживался иного мнения: главная ценность «Столкновения цивилизаций» заключается не в громком названии, а нюансах. «Когда люди слышали выражение «столкновение цивилизаций», у них возникало чувство, что речь идет о конфликте времен каменного века. Хантингтон же использовал его, чтобы показать, что столкновение связано с модернизацией, которая и является источником раскола».


Культурные и исторические факторы


Замдиректора Фонда стратегических исследований Брюно Тертре (Bruno Tertrais), который в своей новой книге «Реванш истории» поддерживает мысль Хантингтона о том, что история вновь вернулась на первый план в политике, рассматривал его тезисы как в высшей степени американский вклад в интеллектуальный спор. Он поднимал настоящие вопросы в период, когда никто не понимал, какой станет направляющая международного порядка.


«Подобное возвращение культурных и исторических факторов в геополитический вопрос было достаточно новым в те времена, — отмечает он. — Статья в Foreign Affaires не вызвала у меня ни воодушевления, ни возмущения. Она требовала развития мысли. Сама идея возвращения понятия цивилизации в геополитику показалась мне интересной».


«Тем не менее разделение на восемь цивилизаций, которые к тому же представлялись однородными образованиями, показалось мне проблематичным. Почему, например, существуют две христианские цивилизации и одна исламская? Это не говоря уже о том, что современный российский проект выходит за рамки простого союза государства и православной церкви: он, скорее, определяет Россию как страну с множеством конфессий».


После 11 сентября 2001 года «Столкновение цивилизаций» ждала новая волна успеха. Книга была переведена на три десятка языков, а теория тысячелетнего конфликта ислама и Запада, который отошел на второй план во время холодной войны, получила статус пророческой. В результате книга надолго закрепилась в списке бестселлеров The New York Times, что довольно редко случается с произведением подобного жанра. Кроме того, именно здесь берет начало огромное недоразумение насчет Сэмюэла Хантингтона.


Неверное толкование


Книгу стали рассматривать исключительно через призму конфликта ислама и Запада. Ему действительно отводится значительное место в работе, однако все не сводится лишь к такой простой идее. Хантингтона окрестили «теоретиком неоконсерваторов» и внешней политики Буша-младшего, в том числе вторжения в Ирак в 2003 году, хотя ученый сразу же выразил несогласие с ним. Ведь «Столкновение цивилизаций» напрямую указывает на невозможность «экспорта» западной демократии.


«Все спутали две вещи, — объясняет Брюно Тертре. — Хантингтон говорил не о том, что цивилизации будут воевать, а о том, что вдоль цивилизационных линий разлома возникнут серьезные конфликты. Это вовсе не одно и то же, и в его идее не было детерминизма. Книга стала выглядеть, как подстрекательство, из-за неверной интерпретации, как искренней, так и преднамеренной. Кроме того, многие из тех, кто критиковали книгу, даже ее не читали».


Французский эксперт проводит сравнение с крупными современными конфликтами: «Ряд из них произошел на границе мусульманского мира. Как бы то ни было, такое прочтение не позволяет найти объяснение для большинства серьезных кризисов: столкновение России и Украины, ситуация на Корейском полуострове, враждебность между Ираном и Саудовской Аравией — со всем этим тут нет никакой связи. Как бы то ни было, ряд радикальных исламистских и джихадистских движений взяли на вооружение тезис Хантингтона. ИГ, Бин Ладен и стражи исламской революции говорили, что следуют логике войны цивилизаций».


Удар по посольству Китая


Кеннет Вайнштейн говорит, что аргументация Хантинтона впечатляет его сегодня куда больше, чем на момент выхода книги. Разумеется, было 11 сентября, но эксперт отмечает также другой важный момент: случайный американский удар по китайскому посольству в Сербии во время войны в Косове в 1999 году и резкость китайской реакции вопреки многословным извинениям президента Клинтона. «Китай не пошел в направлении, которого хотели те, кто надеялись, что страна станет более открытой и демократичной. Хантингтон был прав».


По каждому пункту аргументации Хантингтона можно вести споры. Но на что они направлены? Показать, что он ошибался или был прав? Подчеркнуть справедливость или ошибочность его утверждений? Прогноз политолога не назвать необоснованным, порожденная его книгой полемика до сих пор жива, а его концепция столкновения цивилизаций определяет горизонт, на который все еще ориентируются эксперты. Мысль Хантингтона стремилась создать абстрактные рамки для конкретных ситуаций. Это теория, модель, парадигма по примеру холодной войны, которая вовсе не рисовала точную картину мира с 1945 по 1989 год, однако служила для него верной характеристикой. То же самое можно сказать и о «Столкновении цивилизаций».

Обсуждение
Комментариев: 26
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Э
ЭР
21 августа 2017, 00:47
...если столкнуться разные цивилизации, то с какого бодуна Индюшатия останется на первых ролях? Её саму назвать цивилизацией трудно, а в качестве воздействия на остальных участников схватки, ничего кроме мешков с необеспеченной ничем зелёной бумагой, у неё нет...
ромей
21 августа 2017, 01:12
ЭР, очень содержательно. Н-да...
Чтоб я так жил
21 августа 2017, 08:27
ЭР, как раз столкновния уже начались. Котёл неисправен, общей культуры, так и терпимости к культуре других так и не появилось. Конец истории, Американской истории.
Э
ЭР
21 августа 2017, 08:40
Чтоб я так жил, господь услышит наши молитвы...
ромей
21 августа 2017, 01:23
1) "Модернизация не равнозначна озападниванию и ни в коем случае не формирует всеобщую цивилизацию и не приводит все общества к западному стандарту." Модернизация может быть равнозначна вестернизации в том случае, когда соблюдаются два условия: 1. Запад действительно обладает самым подходящим из того, что собираются заимствовать; 2. заимствование подходящей модели осуществляется не путём слепого копирования и перенесения к себе, а путём творческой переработки с тем, чтобы она прижилась на отечественной почве. Опять же, единая цивилизация по западным стандартам вполне может сформироваться в том случае, когда не имеется альтернативных моделей. Например, современная формализованная демократия и рыночная экономика реализованы именно на Западе. Другие модели (коммунистическая с автократической диктатурой и плановой экономикой, фашистская с автократической диктатурой национального превосходства, исламско-фундаменталистская) доказали свою нежизнеспособность и либо уже померли, либо находятся в процессе. Следовательно, для того чтобы сейчас быть успешным, необходимо заимствовать модель демократии и рыночной экономики. Именно по этому пути пошёл Китай, заимствуя сначала рыночную экономику и оставляя политические преобразования на потом - этому его научил горький опыт неправильных реформ в СССР при Горбачёве. 2) "...притязания Запада на всеобщность все больше подталкивают его к конфликту с другими цивилизациями, в частности мусульманской и китайской." Во-первых, исторически до сих пор было всего четыре цивилизации, из них две глобальные (первичная Азиатская и вторичная Европейская) и три цивилизации в рамках Европейской (уже несуществующая Древнеевропейская/Южноевропейская/Античная, Западноевропейская/Западная/Германская и Всточноевропейская/Русская). Азиатская цивилизация едина, так как у всех составляющих её человеческих сообществ одинаковые геоисторические условия; они отличаются только вторичными надстроечными признаками - религией, традициями. А вот в Европе были свои существенные различия: античные полисы это не феодализм, и феодализм это не древнерусское государство. Во-вторых, "притязания Запада на всеобщность" состоят не столько в собственном убеждении США в универсальности западной модели (это, по большому счёту, лишь пропагандистское прикрытие), сколько в стремлении к зачистке геополитического пространства и установлению своего господства. Положительным зерном в рассуждениях Хантингтона можно считать правильную мысль о том, что другие нации имеют собственные традиции, однако не они определяют внутреннюю и внешнюю политику большинства государств. Самое главное - это правильно осознаваемые интересы. И когда интересы двух наций, даже в рамках той же цивилизации пересекаются, между ними возникает конфликт. Культура здесь может играть роль пропагандистского прикрытия (религиозные деятели, философы, деятели искусства, публицисты и СМИ), не более того. Международные конфликты не носят характер столкновения культур или традиций; это столкновение "хотелок" государств. Так что долой конспирологию, да здравствует прагматизм.
Чтоб я так жил
21 августа 2017, 08:40
ромей, Вы это серьёзно или это троллинг? "Другие модели (коммунистическая с автократической диктатурой и плановой экономикой, фашистская с автократической диктатурой национального превосходства, исламско-фундаменталистская) доказали свою нежизнеспособность и либо уже померли, либо находятся в процессе. Следовательно, для того чтобы сейчас быть успешным, необходимо заимствовать модель демократии и рыночной экономики." Вы держатель борделя или придуриваетесь? Это рынок доказал свою нежизнеспособность, а также то, что справедливого рынка быть не может, а права белого человека и либеральная дерьмократия — циничная ложь и отсутствие подлинной свободы. Если Вы за модель 5/95, с Вами разговаривать не о чем. С моделью рыночного прогматизма, как ни крути, война, В таких условиях к "честности" аппелирует как правило тот, кого щемят. При СССР такого жалобного визга не было, жаль, затюкали (оклеветанного) Троцкого, он бы реально кузькину мать устроил этим уродам.
ромей
21 августа 2017, 11:43
Чтоб я так жил, Вы продолжаете слышать голоса из другой Вселенной?
Платон мне друг, но...
21 августа 2017, 17:20
ромей, "Модернизация не равнозначна озападниванию и ни в коем случае не формирует всеобщую цивилизацию и не приводит все общества к западному стандарту." Гормоны начинают играть в 15 лет. Мораль же табуирует добрачную половую связь. Т.е., чтобы соблюсти мораль и удовлетворить половой инстинкт(а он весьма силен) нужно создать семью в 15 лет. Но если создать семью даже не в 15, а в 20 то сложно говорить об образовании даже одного супруга не говоря уже о двух. От части именно поэтому азиаты чтящие традиции, нравы, устои ездят на ишаках, а не мерсах. Зачесался "передок",- заслали сватов, семья готова. Перспектива такой семьи,-он пасет баранов, она рожает как из пулимета, образовательный процесс затруднен. В европе же человек в половом аспекте просвящен со школы, нацелен на образование(карьеру) паралельно ведет половую жизнь т.к сдерживать инстинкт сложно. Семья отложена на после 30-ти. Мораль была сформулирована во времена когда образование не требовалось. Сегодня мы имеем столкновение морали и прогресса, мораль сдерживает прогресс. Нам придется делать выбор, либо с целомудрием на ишаке либо без на мерсе. Иначе застой. Ибо не в сказке живем, где у Иванушки-дурочка и невеста-царевна и полцарства. Ширнармассы этого выбора не осознают, хотят иметь и то и другое. Мораль будет принесена в жертву. Таковы реалии. Увы и ах.
ромей
21 августа 2017, 19:06
Платон мне друг, но..., к чему это?
GreyCat
21 августа 2017, 23:49
Платон мне друг, рассуждения о выборе между моралью и ишаком с одной стороны и образованием и мерсом с другой стороны, не лишены здравого смысла. Только у Вас мораль это нечто, что дается человеку свыше. А это не совсем правильно. Мораль - это одно из выработанных правил, необходимых народу на одном из этапов его существования.
GreyCat
21 августа 2017, 02:36
но эксперт отмечает также другой важный момент: случайный американский удар по китайскому посольству в Сербии во время войны в Косове в 1999 году и резкость китайской реакции вопреки многословным извинениям президента Клинтона. «Китай не пошел в направлении, которого хотели те, кто надеялись, что страна станет более открытой и демократичной. Хантингтон был прав». ------- Ударом по посольству они хотели изменить путь КНР. И этот удар и есть конфликт цивилизаций? Мне-то казалось очередное идиотство Запада.
Чтоб я так жил
21 августа 2017, 08:46
GreyCat, провоцировали Китай, т.к. Россия была в тот момент у ног заокеанского хозяина. Хотели побыстрее конца истории, в тот момент Китай был на этапе "модернизации" и сильно зависел от западного капитала и технологий. Это был не "случайный удар", а намеренный, провокационный. Тем более китайцы были единственными (кроме некоторых маргинализованных российских каналов), кто говорил правду о тех событиях.
r
rusgan110
21 августа 2017, 07:28
Идея демократии должна была постепенно утвердиться везде. ========================================================= Возможно так и было бы, но ключевое слово здесь "ПОСТЕПЕННО". Если бы мягко, за счет повышения уровня жизни, ликвидации голода , обеспечение занятости и прочая, прочая, то опять же ВОЗМОЖНО демократия установилась бы везде , где им мечталось. Но Вашингтон, почувствовал себя лисой в курятнике и начал загребать все грубой силой. Ну и чего он ожидал в таком случае?! Что ожидал не знаю, а вот роста противодействия и ненависти к себе он добился.
Чтоб я так жил
21 августа 2017, 08:53
rusgan110, сначала нужно обеспечить людей достойными условиями жизни, сами же пиндосы противятся охлократии, а какая может быть ещё, если грабят большую часть населения? Если будут решать исключительно компрадоры в кильватере вашингтонского консенсуса финансовых элит? На Западе люди не являтся хозяевами своей жизни (судьбы), а инструментом в чужих руках за пайку (для кого-то убогую, для кого-то сладкую). Развитый рынок — это безумный вертеп преступников, паразитирующих на теле общества.
r
rusgan110
21 августа 2017, 13:04
Чтоб я так жил, ну так я о об этом и пишу, просто более утопично.
Чтоб я так жил
21 августа 2017, 08:25
Очередная ворона-Шпенглер. Когда начинают рассуждать о культурных различиях, до расизма остаётся один шаг.
l
lokhankin1912
21 августа 2017, 09:09
чушь. основа всех преступлений - это бабло
с
смс
21 августа 2017, 09:54
lokhankin1912, это точно, а у основного бабла $ есть хозяЕва,которые имеют моноэтническое происхождение. так что раскол идёт между ими и все остальным миром людей. как бы автору не хотелось это скрыть.)
ЛОГОПЕД
21 августа 2017, 09:35
шта?! какой еще разлом цивилизаций? АЛЧНОСТЬ рулит. всегда и везде. только человек способен на все, чтобы загнуться от ожирения
tozubr
21 августа 2017, 10:11
"столкновение России и Украины" - А оно было? Очень западные ребята склонны к неуемным фантазиям. Особенно про всякие войнушки, от которых их Господь непонятно за какие заслуги миловал
0
0ncnjqybr
21 августа 2017, 13:30
tozubr, какой "Украины"?
t
trick
21 августа 2017, 11:17
Почему идея равенства так усиленно продвигалась в 20 веке? Да потому что для капиталиста-грабителя национальность или индивидуальные свойства человека действительно не имеют значения - ему всё-равно кого грабить, для него все равны. Пропаганда этой идеи достигла своего предела, и теперь мы имеем дело с контр-реакцией против неё, т.к. мир представляет собой совсем не то, что о нём говорит очередной учёный или пропагандист со всеми своими предрассудками. Можно привести аналогию с человеческим организмом - в нём не все клетки равны, некоторые спрятаны под крепким черепом и защищены гематоэнцефалическим барьером. Так что если в мировом человеческом бульоне и начнётся процесс строительства единого мирового организма, то он будет происходить без утопических идей равенства. Дело даже не в "культурных разломах" - посмотрите как в США белые до сих пор не любят негров, а те белых: расовый разлом никуда не делся. Просто мы присутствуем при интересном событии: большие и малые трещины (разломы) идут по всем стенам, и либеральный картонный домик разваливается на наших глазах. 300-летняя социальная идея терпит крах, и очень интересно, что придёт ей на смену.
zwaan
21 августа 2017, 11:58
На вопрос нашего корреспондента, какая из двух американских цивилизаций лучше - белая мужская правая консервативная или радужная гендерная левая либеральная - товарищ Сталин убедительно ответил: "Обе хуже!" И, объяснив, что не переносит попкорн, предложил пригоршню семечек...
H
Hatred
21 августа 2017, 12:00
Как вручить автору экземпляр капитала Карла Маркса? Может хоть его прочитав он что-то поймёт?
0
0ncnjqybr
21 августа 2017, 13:29
"...эксперт отмечает также другой важный момент: случайный американский удар по китайскому посольству в Сербии во время войны в Косове в 1999 году и резкость китайской реакции вопреки многословным извинениям президента Клинтона. «Китай не пошел в направлении, которого хотели те, кто надеялись, что страна станет более открытой и демократичной. Хантингтон был прав»." Конечно, китайцы должны были извиниться. Понастроили тут.
г
греб
21 августа 2017, 14:03
Вот если бы китайцы сказали - спасибо большое, можно еще раз - то они доказали бы что пошли по пути демократии и открытости. А так варвары, азиаты. Тем более, что перед ними извинились. Запад любит мимо бомбить и извиняться. Школу, свадьбу и т.д. извинились и все. "Ну случайно ну шутя, сбилась с верного путя. Я вообще дитя природы, хоть дурное но дитя."
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем